Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Андрей Никифорович Воронихин (1760—1814)

15.08.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Андрей Никифорович Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин

Если в екатерининское время были уже такие, нового склада художники, как Львов, и такие «переходные> люди, как Руска, то все же большинство «стариков» продолжало в новом столетии работать в прежнем своем направлении, слегка лишь меняя некоторые приемы под напором новых течений. Но были и такие «старики», которые шли наравне с веком и, начав свою деятельность при Екатерине, стали при Александре 1 работать в «новом стиле». Первым архитектором, вполне усвоившим эти новые приемы, был Андрей Никифорович Воронихин.

Крепостной графа А. С. Строганова, Воронихин родился в селе Новое Усолье Пермской губернии в 1760 году (Воронихин. Некрология // Сын Отечества, 1814, ч. 12). Еще в деревне он проявил некоторую наклонность к рисованию, заставившую графа отправить его в 1777 году в Москву, где он стал обучаться живописи — сначала миниатюрной, а потом и перспективной. Его работами очень заинтересовались светила тогдашней московской архитектуры Баженов и Казаков. Общение с ними не могло, конечно, пройти бесследно, и юноша вскоре заражается страстью к архитектуре. Живопись уже менее интересует его.

Граф А. С. Строганов, которому он поднес первые опыты своего таланта, принял в нем горячее участие, дал возможность переехать в Петербург и там расширить свои познания по наукам и искусствам, а затем отправил его вместе с сыном своим, графом Павлом Александровичем, в большое путешествие сначала «в полуденные страны России», а затем в «чужие края» (Есть сведения, что он четыре раза ездил за границу). В заграничном путешествии архитектура окончательно увлекает его, и, когда в Париже он останавливается для продолжения своего образования, он занимается, кроме изучения древней и новой архитектуры, физикой, механикой и математикой. При его необыкновенном трудолюбии и трудоспособности он все одолевает, многому научается, и в 1790 году, то есть тридцати лет, он возвращается в Россию готовым архитектором, образованным и знающим.

Он строит ряд частных домов и между прочим отделывает для графа Строганова ряд комнат в его растреллиевском дворце на Мойке: картинную галерею, бильярдную, столовую и вестибюль. Несмотря на трудность задачи приспособить существующие, другой эпохи, стены и пролеты к своей архитектуре, он сразу показал себя большим и зрелым мастером. И мало того,— чутким художником, идущим впереди века. В этих его работах уже чувствуется предвидение тех новых приемов, которые вошли в жизнь лишь при Александре I.

Одну из перестроенных им комнат, картинную галерею, он изобразил в картине, за которую произведен Академией художеств в «назначенные» в декабре 1794 года. Вскоре, в 1797 году, за другую картину — вид построенной им Строгановской дачи — он произведен в академики перспективной живописи. Вообще надо сказать, что Воронихин не бросал живописи, но обыкновенно она служила ему лишь для выражения архитектурных замыслов, несмотря на то что и в живописи он был силен. Это доказывает его великолепный автопортрет.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх