Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Исаакиевский собор

Декоративное убранство Исаакиевского собора

14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Важную роль в создании художественного образа собора играет наружная скульптура, являющаяся крупнейшим и едва ли не единственным комплексом в Европе, созданным в середине XIX века. Над произведениями, оформляющими балюстраду барабана, фронтоны и наружные двери, работали выдающиеся скульпторы-монументалисты И. П. Витали, П. К. Клодт, а также И. Герман, Ф. Лемер, А. В. Логановский и другие.
Проект декоративного оформления собора Монферран разработал уже к 1825 году. Однако эскизы композиций были утверждены лишь в 1839 году.

Скульптура Исаакиевского собора

Расположение декоративной скульптуры соответствует основным членениям здания, смягчая переходы от одной части к другой или усиливая художественное звучание отдельных элементов. Выразительными деталями явяются скульптурные группы ангелов со светильниками работы И. П. Витали, связывающие основной объем с завершающей его частью - барабаном и куполом. Стройность барабана и ритмическое членение купола подчеркивают статуи ангелов, выполненные И. Германом. Зрительно они облегчают переход от барабана к куполу, создавая единую композицию.

Горельефы на фронтонах Исаакиевского собора

Интересны четыре огромных горельефа в тимпанах фронтонов, композиции которых построены по законам симметрии.
Горельеф фронтона южного портика, выполненный И. П. Витали, изображает «Поклонение волхвов». В центре- Мария с младенцем, по сторонам — волхвы с дарами. Идеализированные образы, патетичные, театральные позы, торжественные жесты, эффектные драпировки одеяний- все это отвечало канонам академического скусства. Вместе с тем в трактовке отдельных персонажей чувствуются и реалистические поиски. Так, Витали допускает некоторую свободу в создании образа Марии, одного глубокого чувства и обаяния: опущенные глаза, припухлые детские губы придают лицу своеобразие и идивидуальность. Интересно решены образы волхвов, выполненные практически в круглой скульптуре. Они более реалистичны, так как создавались с натуры. Известно, что, когда Витали лепил голову царя Эфиопского и его слуги-арапчонка, ему позировали абиссинцы, рстоявшие на службе при дворе.

В горельефе западного фронтона «Исаакий благословляет императора Феодосия» наряду с условно трактованными персонажами Витали создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников. В образах вельмож из свиты императора - Виктора и Caтурнина — передано портретное сходство с князем П. Волконским, председателем Комиссии по строению Исаакиевского собора, и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу фронтона — фигура Монферрана в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках. Лицо архитектора несколько идеализировано, он изображен в горделивой, полной достоинства позе, крупная фигура как бы не умещается в тесных рамках фронтона.

Желая угодить императору, О. Монферран, по первоначальному замыслу, предполагал Феодосию и Флаксилле придать портретное сходство с Николаем I и его женой Александрой. Он дал соответствующие указания скульптору И. П. Витали. Однако царь не поддался на столь «тонкую» лесть придворного архитектора и категорически воспротивился затее.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх