Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Дворец Потемкина в Островках

09.10.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Первой из приладожских ансамблей выросла потемкинская резиденция в Островках. Художественный облик дворца, или, скорее, романтического дома-замка, в Островках глубоко оригинален по замыслу и декору. Известно, что многим своим сооружениям Старов придавал так называемый «готический» характер, отдавая, как и многие архитекторы второй половины XVIII столетия, дань западноевропейской готике. Это сказалось и в общей вертикальной устремленности ступенчатой композиции этих строений — ворот, павильонов, и в их деталях - миниатюрных башенках, стрельчатых арках, нишах-боиницах. В Островках Старов дает своеобразный сплав элемент древнерусского зодчества. Здесь он формирует сложное по обемио-пространственному решению здание, органически включающее различные по конфигурации и высоте части. Эти части читаются отдельно и одновременно цельно.

Композиция дома-замка асимметрична. Два одноэтажных объема различной конфигурации соединены между собою невысокой монументальной щестигранной башней, врезанной в середину сооружения. Башня незначительно возвышается над ним и несколько смещена от центральной оси. Грани ее словно сливаются со сложной, сильно выступающей линией фасада, идущего справа, придавая ему пластичность и монументальность. Удачно скомпонована башня и с левой частью здания. Ее фасадная плоскость прорезана круглым окном и высокими проемами с полуциркульными завершениями. Башня как бы уравновешивает архитектурные массы здания.

Еще одна башня такого же стилистического характера, но пятигранная, включенная в планово-пространственное решение замка, словно закрепляет один из его углов. Разнятся башни лишь некоторыми архитектурными мотивами.

Обе башни снабжены зубчатыми парапетами, составленными из «ласточкиных хвостов». Такие же «хвосты», но в несколько иной трактовке — трехлепестковые и широко расставленные, венчают все здание. Эти мотивы относят нас к приемам древнерусской архитектуры.

С еще большим основанием о традициях русского зодчества говорит введение в композицию дома-замка еще двух квадратных башен и одной круглой. Квадратные закрепляют левый торец замка; круглая включена в массив правого торца. Хорошо найденная высота и весь выверенный силуэт башен придают уравновешенность и четкость пространственной композиции замка.

При сложном планово-объемном решении здания следует отметить предельно лаконичный язык архитектурного декора. На глади стен ясно читаются проемы простых очертаний, лишенные обрамлений. Вместе с тем введенные Старовым круглые окна-люкарны придают зданию нарядность и изящество.

Асимметричность постройки, почти скульптурная контрастность архитектурных масс при гладких поверхностях стен и скупом декоре говорят об источнике вдохновения зодчего — памятниках Древней Руси. В этой стилизации, в этом поиске новых выразительных средств сказались тенденции сентиментализма и романтизма, зародившихся в ходе развития культуры конца XVIII века.

В Островках в недалеком будущем должен быть организован архитектурно-этнографический заповедник.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх