Когда в 1852 г. Эрмитаж открылся для публики, это был единственный европейский музей за пределами Англии, располагавший коллекцией английской живописи (залы 298–300). Ядро данного собрания — знаменитая коллекция сэра Роберта Уолпола, которую Екатерина Великая купила у его беспутного внука-наследника за ничтожную сумму — 40 000 фунтов стерлингов. Таким образом она посмертно отомстила Уолполу, который называл ее «философствующим тираном».
Чтобы подчеркнуть месть, представитель императрицы оставил ее портрет на опустевших стенах родового замка Уолпола. Помимо полотен итальянских и фламандских живописцев, купленное Екатериной собрание включало множество работ английских художников XVI—XVIII вв.
В 1790 г. Эрмитаж приобрел три больших полотна Джошуа Рейнолдса, в том числе картину «Младенец Геракл, удушающий змей». Это одна из последних картин художника. Он написал ее незадолго до того, как ослеп. Полотно, созданное по заказу Екатерины, символизировало Россию, которая берет верх над своими противниками. Еще два шедевра — это «Портрет дамы в голубом» Томаса Гейнсборо и «Кузница» Джозефа Райта из Дерби. Кроме того, здесь стоит часть уникального сервиза «Зеленая лягушка», в котором было 944 предмета. Остальные предметы сервиза стоят в зале 305.