Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Эрмитаж

Эрмитаж. Искусство Франции XV-XVIII веков в собраниях музея

24.05.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Никола Пуссен. «Битва израильтян с амалекитянами». Коллекция живописи в собраниях Эрмитажа

Никола Пуссен. «Битва израильтян с амалекитянами». Коллекция живописи в собраниях Эрмитажа

Во времена Екатерины Великой в России очень увлекались всем французским. Поэтому в Эрмитаже была собрана большая коллекция искусства Франции, особенно живописи XVII—XVIII вв. Некоторые художники приезжали из этой страны в Россию по приглашению царей и оставались на всю жизнь. Такова была, в частности, судьба Луи Каравака.

Искусство такого рода сейчас не в моде и для многих утратило привлекательность. Но все же оно представляет исторический интерес, так как дает представление о нравах французской и российской аристократии. Эти залы (272–281 и 283–288) — одни из самых мало посещаемых в Эрмитаже.
В зале 272 представлены французские изделия из металла XV и XVI вв и голубые лиможские эмали. Ранняя французская живопись (XV и XVI вв.) находится в зале 274, а более поздняя — в следующих помещениях. Может быть, пройдя по этим залам, вы несколько устанете от херувимов. Что ж, тогда вам будет приятно увидеть, как римские солдаты расправляются с ними на картине Бурдона «Избиение младенцев».

Собрание живописи Пуссена и Греза в коллекциях Эрмитажа


Эрмитаж славится своей коллекцией картин Никола Пуссена основателя французского классицизма. Его художественная философия, которая складывалась под влиянием «классических» эпох, античности и Ренессанса. В зале 279 висит самая известная из работ этого художника — красочный «Пейзаж с Полифемом». Символизм картины вполне отражает рационалистическую художественную философию автора.

Живопись Клода Лоррена в коллекциях Эрмитажа

Еще один великий французский живописец той эпохи — Клод Лоррен (настоящее имя — Клод Желле) — в начале своей карьеры был поваром-кондитером у одного итальянского живописца. В зале 280 представлены его спокойные пасторальные сцены Золотого века. В манере Лоррена пользоваться светом, например в цикле из четырех картин «Полдень», «Вечер», «Утро» и «Ночь», чувствуется сильное влияние английских живописцев. Первостепенная задача искусства в век «короля-солнце» заключалась в прославлении абсолютной монархии.


Ватто в коллекциях Эрмитажа

Пройдя через Александровский зал (см. стр. 123), вы вскоре окажетесь в зале 284, где представлены работы Антуана Ватто, в частности «Затруднительное предложение». Этот художник наиболее известен полотнами с изображением «галантных сцен», «галантных празднеств». На современный взгляд полотна этого живописца выглядят легкомысленными, но его техника дивизионизма (при которой чистые цвета не смешивают на палитре, а располагают рядом на холсте) оказала существенное влияние на школы неоимпрессионизма Жоржа Сера и пуантилистов.

В зале 285 находится несколько работ последователей Ватто, в том числе Никола Ланкре. Однако наиболее значительное произведение в данном зале – полотно «Юпитер и Ио», проникнутое духом чувственности. Считается, что это не оригинальная композиция, а копия с утраченной картины Корреджо. На холсте изображен Юпитер, превратившийся в облако, чтобы соблазнить юнук девушку. Кроме того, в зале представлены картины Франсуа Буше, талант ко торого, по мнению многих, был растрачен на написание приносивших выгоду картин, изображавших веселых богинь и херувимов.

В зале 287 вы можете осмотреть французские картины эпохи Просвещения. Интеллектуальный настрой этих полотен разительно контрастирует с легкомысленной живописью предыдущих залов. Если художники предшествующих периодов уделяли большее внимание телу, то в живописи эпохи Просвещения стали главенствовать жизнь духа и разум. Замечательная картина Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств», написанная по заказу Петербургской академии художеств, позднее была продана по приказу Николая I. После революции Эрмитаж вернул ее назад (единственный подобный случай приобретения за весь советский период).

Скульптура Вольтера работы Гудона

Статую пожилого Вольтера работы Гудона тоже должны были продать, когда Николай I приказал «избавиться от этой открой обезьяны». Однако прозорливый смотритель коллекции спас скульптуру, спрятав ее в библиотеке Эрмитажа.



Жан-Батист Грез в коллекциях Эрмитажа

Критики считают, что произведения Жана-Батиста Греза, которыми так увлекалась Екатерина Великая, проникнуты «неискренностью, искусственностью и неуместной чувственностью». Осматривая картины, вывешенные в зале 288, трудно не согласиться с таким мнением. Однако популярность в свое время ему принесли не эти произведения, а, наоборот, композиции морализующего и сентиментального характера, в частности «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания». В своих поучительных картинах художник совершенно отходит от легкомысленного стиля рококо.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх