Коллекции Пикассо и Матисса в собраниях Эрмитажа
Не удивляйтесь, если, придя в Эрмитаж, вы обнаружите, что некоторые полотна этих художников переданы на временную выставку в другие музеи.
Живопись Пикассо в Эрмитаже
Коллекция П. Пикассо начинается в зале № 344 Эрмитажа. В этом собрании представлены произведения начального периода творчества, которые пользуются наибольшей популярностью. Самое раннее произведение — «Любительница абсента» (1901 г.). Кроме того, здесь находятся два произведения Голубого периода (1901—1904 гг.). Большое полотно «Сестры», на котором изображены сухопарые истощенные фигуры, отражает манеру этого этапа творчества Пикассо. Там же несколько ранних работ в стиле кубизма, а также некоторые произведения из керамики.
Живопись Матисса в собрании Эрмитажа
Многие значительные творения Матисса были выполнены по заказу С. Щукина. Художник несколько раз приезжал к этому меценату в Петербург с 1908 по 1913 г. Самые ранние картины, представленные в экспозиции, — это серия
неоимпрессионистских полотен (зал 346), созданных в 1898—1901 гг. Одна более поздняя работа — «Гармония в красном» (1908 г., зал 347) — была написана для столовой Щукина.
В центре вашего внимания в зале 347 окажутся две картины, заказанные С. Щукиным для своей лестницы, — «Музыка» и «Танец». Их создание отмечает поворотный момент в карьере Матисса. Розовую плоть его ранних произведений сменяют ярко-красные примитивные фигуры на зелено-голубом фоне. Когда в октябре 1910 г. эти полотна были впервые выставлены в Париже, они получили резко негативную оценку русских и французских критиков. Щукин испугался такой реакции и отменил заказ, однако потом передумал. Когда эти картины были вывешены в особняке Щукина, меценат опасался, что изображение обнаженного флейтиста будет смущать его гостей, поэтому собственноручно закрасил интимную часть тела.
Один из портретов любовницы и натурщицы Матисса Лидии Делекторской
можно увидеть в зале 348.