Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Главный въезд в лавру – завершение Невского проспекта с севера

27.09.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Троицкий собор и по замыслу и по воплощению создание глубоко оригинальное, органичное во всех своих элементах и безусловно русское по своей архитектурной родословной.

Внося сооружением собора столь существенный композиционный акцент в развитие ансамбля Александро-Невской лавры, Старов решил и принципиальную градостроительную задачу архитектурного завершения Невского проспекта с севера. Для этого он устроил парадный въезд в лавру. Причем прежний главный въезд в виде арки, находившийся с западной стороны — в центре Митрополичьего корпуса, Старов заделал.

Новый главный въезд он создал в более торжественных и монументальных формах. По оси Невского проспекта Старов в 1783—1785 годах поставил надвратную церковь (тип надвратной церкви разработан, как известно, еще в древнерусском зодчестве). В основе композиции Старов, согласно правилам классицизма, использовал принцип симметрии. Два полукруглых выступа — с востока (алтарь) и с запада (лестница, ведущая в церковный зал, расположенный над проездом) — и пологий купол на невысоком барабане определили пластический характер здания. Ограды, идущие от надвратной церкви, включили ее в композиционный строй круглой площади. Два двухэтажных жилых дома (сейчас № 177 и 190) в конце Невского проспекта завершили архитектурно-планировочный комплекс площади, лежащей перед въездом в лавру на оси Невского проспекта. В наше время в ансамбль площади Александра Невского ленинградские зодчие органично включили монументальное здание гостиницы «Москва» со встроенной станцией метро «Площадь Александра Невского». Примечательно, что старовские домики, фланкирующие эту часть Невского проспекта, определяют размеры и характер решения здания гостиницы. Постановкой надвратной церкви по оси Невского проспекта Старов усилил образное и эмоциональное восприятие Троицкого собора в общей панораме.

Круглая площадь, строгая и пластичная, охваченная дугами оград, и акцентирующая ее надвратная церковь как бы приглашают нас под сень главного входа и далее в лавру. Надвратная церковь и вход под нею воспринимаются как архитектурная заставка, предваряющая знакомство с некрополем XVIII века и некрополем мастеров искусств XIX столетия. После обозрения этих сравнительно камерных элементов ансамбля величественный облик собора, возникающий в перспективе, воздействует на зрителя с особой силой. Он виден не фронтально, а в сложном ракурсе, притягивая к себе взгляд и заставляя нас обойти все его стороны, «читая» один за другим великолепные архитектонические мотивы.

Есть нечто символическое в том, что Невский проспект в начале и в конце завершен зданиями, возведенными двум гениями русской архитектуры — Захаровым и Старовым. Подлинному храму русской морской славы отвечает собор-памятник национальному герою-воину Александру Невскому, образ которого вдохновлял участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, а орденом его имени награждались отважные советские командиры. Идейное созвучие сооружений дополняется гармонией архитектурной: в общей панораме города словно внезапному взлету шпиля с корабликом над зданием Андреяна Захарова отвечает спокойно плывущий навстречу купол собора Ивана Старова.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх