Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андрей Воронихин

Интерьеру Казанского собора не суждено было сохраниться в том виде, который придал ему зодчий

20.09.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В ночь на 17 апреля 1814 года обвалилась штукатурка перекрытия между наружной стеной и колоннадой. Расследования этого происшествия по распоряжению

Была создана представительная комиссия во главе с Кваренги; в нее вошли видные петербургские зодчие: В. П. Стасов, Л. Руска, Е. Т. Соколов, а также архитектор А. А. Михайлов и «каменных дел мастера» М. Руджи и Д. Руска, работавшие на постройке собора вместе с Воронихиным, которого к этому времени уже не было в живых. Комиссия, осмотрев собор, заключила, что «о прочности здания нет сумнения», а причину катастрофы определила так:» Наружные стены по своей толстоте не высохли совершенно и сия часть, непосредственно более других вовлекая в себя сырость должна была отвалиться». В избежание новых неприятностей решено было заменить всю штукатурку сводов. Вместе с нею были сняты лепные украшения и большинство барельефных композиций. Для облегчения веса новой штукатурки был значительно уменьшен «вынос» карнизов и упрощен их рисунок. Своды собора были расписаны в два тона «под лепку»художником А. Каноппи. Место барельефов

Заняли плоские изображения, выполненные в той же технике. Одновременно с главного купола была снята украшавшая ого раньше многоцвет ная роспись работы В. К. Шебуева. Из первоначального скульптурного декора внутри собора сохранились лишь барельефы над входами в трансепт – «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду», исполненный Д. Рашеттом, и «Ведение Христа на Голгофу», созданный Ф. Ф. Щедриным. Это была первая, но не последняя переделка внутренних помещении собора. Уже в 1820 году работа Каноппи была уничтожена. Фигуры евангелистов под барабаном купола были переписаны в цвете, но характер остальной росписи,

Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Имитирующий лепку, затем восстановили.

Позже еще несколько раз здание подвергалось ремонтам и реставрациям, и при этом в композицию интерьеров непременно вносилось что-нибудь новое. В результате от воронихинского замысла осталась, по существу, лишь композиционная схема да некоторые случайно сохранившиеся детали, вроде мраморного обрамления «царского места». Лишенный чудесной воронихинской пластики, интерьер Казанского собора воспринимается сейчас совсем не так, как сразу после окончания строительства; в нем чувствуются излишняя сухость и холодок. И хотя существующая роспись сводов выполнена виртуозно, все же это только имитация, и она бессильна заменить подлинную лепку.

По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»

Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Другие записи с тегом А. Воронихин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх