«Дерзновению подобно»
История создания пьедестала для Медного всадника интересна и увлекательна, она в общих чертах была описана в литературе. Однако архивные документы сохранили множество ценнейших сведений, связанных с сооружением пьедестала, дающих возможность представить эту историю как цепь ярких, часто драматических событий, в которых столкнулись разные человеческие характеры и судьбы.
Многие участники этого грандиозного по тем временам предприятия до сих пор оставались неизвестными, несмотря на то, что они проявили незаурядный талант и усердие, подчас редкую находчивость в процессе создания монумента.
Роль пьедестала — каменной горы, на которую должен был взлететь всадник, была ясна с самого начала. «Камень,— писал современник, — сам себе украшением служащий, должен напоминать о тогдашнем состоянии державы и о трудностях, кои творец оной при произведении великих своих намерений преодолевать должен был». Однако до приезда в Петербург Фальконе еще недостаточно отчетливо представлял себе пьедестал будущего монумента, все его внимание было сосредоточено на фигуре всадника.
Об этом он прямо пишет в своих сочинениях: «Поскольку до отъезда я разработал эскиз статуи и ее положение, надо было, чтобы я подумал и о том, на чем она будет держаться». Этого он еще не знал, а то, что пришло впоследствии в качестве возможного пьедестала — скала, сложенная из отдельных камней, было малооригинальным решением. В его мастерской находился эскиз памятника, пьедестал которого состоял из отдельных блоков. «Художник имел уже требуемую к оному модель и почти изготовил рисунки, каким бы образом камни, коих требовалось с начала двенадцать, после же только шесть, высекать и железными или медными крючьями совокуплять должно было»,— писал современник.
А. Каганович