Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Афиша Санкт-Петербурга

МАРИЯ КОШЕНКОВА СЕРДЦА Ч/Б

02.10.2012 раздел: 0 комментариев

11– 22 октября 2012 г. Инсталляция, графика

Стеклянное сердце — устойчивая романтическая метафора, давно уже ставшая расхожим мемом. В ней скрывается и знакомое с детства ледяное сердце Кая, соблазненного коварной Снежной Королевой и заученное со школьной поры жертвенное сердце Данко, которое на всех картинках он отчего то нес в руках как дорогую вазу муранского стекла, и памятная историко-философская кинопритча Вернера Херцога о хрупкости искусства и цивилизации, тайне «рубинового» стекла и крови девственницы.

Проект Марии Кошенковой следует в русле этих воспоминаний и метафор, но нам он интересен прежде всего необычным соединением — мостиком, протянутым от «декоратовно-прикладного» объекта к объекту «современного искусства». Грань, которую, на самом деле, не так легко перейти, поскольку рельсы навыка, владения сложной технологией и дань цеховой традиции незримым грузом висят над любым художником, работающим с декоративно - прикладными техниками, не позволяя ему делать «неправильные» вещи. «Неправильность» же эта появляется сразу же как только художник находит в себе силы выйти из языка традиции и не просто экспериментировать с формой, а посмотреть на суть проблемы извне: что такое стекло, как оно себя ведет при обработке, что такое «погрешности», «случайности» и технологические «неудачи», которые на самом деле способны построить эстетику новой формы. Дело все в той же способности художника наблюдать и трансформировать эти наблюдения. Стекло, как материал, конечно же не новость в современном искусстве. Заха Хадид превращала его в эффектный биоморфный супердизайн, Джефф Кунс в ироничную издевку над простодушным Biedermaier (в стеклянной версии “Made in Heaven”), а Луис Буржуа умела вытаскивать из любых традиционных рукодельных техник и материалов удивительную, притягательно-отталкивающую «животность».

Koshenkova-Heart_001.jpg

Проект же Марии Кошенковой вырастает из наблюдений за флорентийским восковыми анатомическими моделями сердец 18 века, технологией работы с горячей стеклянной массой и опутавшими стол бесконечными компьютерными шнурками-жилами-венами, всем этим киберпанком, завещанным нам еще Мэри Шелли в ее «Франкенштейне». Романтическое и «соплерозоватое» здесь явно замещается драматическим. Сердце здесь уже не пошлое, плюшевое «нечто» условно-подарочной формы, а живое и «мясное» - скрытое и невидимое средоточие жизни, главный мускул и насос, дающий энергию и отбивающий ритм пульса. Собственно, действенность такого рода искусства, способного пронять до печенок пресыщенного буржуа, понял еще Чарльз Саатчи в своем неумирающем проекте Young British Artists. Не удивительно, что фотографии «Сердец» Кошенковой уже появились на странице Saatchi Online. Но в экспозиции кроме них будут показаны еще и рисунки — авторские поиски формы и цвета, наблюдения за натурными объектами, трансформирующимися в графический рисунок, часть из которых впоследствии была воплощена в материале и стала «стеклянными сердцами»: черными, белыми, темно-бордовыми, красно-вулканическими, в общем, совсем не холодными.

Maria_hjerte_002.jpg

Дмитрий Пиликин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None



Наверх