Афиша Санкт-ПетербургаНадежда Анфалова «Космодвор». Галерея современного искусства «Анна Нова» 04.04.2011 раздел: 0 комментариев
Надежда Анфалова «Космодвор» Галерея современного искусства «Анна Нова» «Я видел такое, что вам, людям, и не снилось! Атакующие корабли, пылающие над Орионом. Лучи «Си», разрезающие мрак у ворот Тангейзера. Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы в дожде... Пришло время умирать...» Проект петербургской художницы Надежды Анфаловой «Космодвор», победивший на конкурсе молодых художников “Новые проекты для галереи Anna Nova”, состоит из нескольких крупноформатных ч/б фотографий и световых проекций, создающих иллюзию продолжения теней от фотографических объектов в пространстве галереи. Всем знакомая, спаянная из металлических прутьев ракета-горка 1960-х - до недавнего времени - повсеместный атрибут детских площадок, каким-то фантастическим образом все-таки оказалась на Луне. Теперь этот остов прекрасной мечты последних советских поколений о космических приключениях одиноко стоит в инопланетной пустыне. Чудо совершилось, но нынче оно никого не интересует: забытый аттракцион ржавеет где-то на заднем дворе вселенной. Человечество уставшее от усилий и жертв, которые требовало «светлое будущее», уже в 1980-е годы стало терять интерес к покорению космоса. Но, что вызывает больше сочувствия? - идеи Николая Фёдорова о «воскрешении отцов», приведшие к созданию ракет, предназначенных, по мысли Циолковского, отправлять избыточное население Земли осваивать новые миры, или нынешний плоский социальный цинизм? Выигрывает ли по сравнению с научной фантастикой победивший ее жанр фэнтези? Заменяет ли былое детское желание «быть космонавтом» космический туризм и виртуальная реальность компьютерных игр? В нашу вроде бы «промежуточную» эпоху, когда искусство пробуксовывает, тупо вязнет в дизайне и, кажется, нет возможности для свободного и оригинального жеста, опасная и веселая граница неизведанного ни куда не девается и, как всегда - рядом, ждет нас за порогом. Тень от скелета детской ракеты - «с Луны», из фотографии, абсолютно реально тянется к нам в пространство галереи, давая зрителю нить, потянув за которую можно опять вспомнить очарование и власть «иллюзий» недавнего прошлого. Одновременно, в галерее помещен и настоящая руина - ставшая раритетом в петербургском ландшафте ракета-горка с задранным в небо носом — идеальной чертой автомобилей и людей эпохи первых космических полетов. Первый раз я увидел такую ракету в Таврическом саду, в году,наверное, в 1964-ом: она производила сильное впечатление на детское сознание. Дизайн ее конструкции, ассоциирующийся с изящной «конструктивной» мебелью рубежа 1950/60 годов и «петроглифами» Ордена Нищенствующих Живописцев, был настолько удачен, что такие «ракеты» 30 лет оставались на своих местах даже потеряв обшивку: мало кто сейчас помнит, что на протяжении многих лет с них отваливался волнистый пластик - разноцветный и грубый, с хлопьями каких-то вкраплений - бытовая новость эпохи «болоньи», нейлоновых рубашек и пластмассовых наборов для песочницы. В культурной экологии старого Петербурга, которая за последние 10 лет подверглась большим разрушениям, чем за всё предыдущее столетие, детские площадки играли свою важную магическую роль. В конце 1990-х наступил закат «прекрасной эпохи» детских площадок, вытесняемых «евростандартными» конструкциями. Андрей Хлобыстин Рейтинг материала:
|
|