Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Объективные причины и смысл появления «нового искусства»

08.07.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Однако большая часть творческой интеллигенции, осознавая новизну и важность рожденного революцией социального заказа, в то же время не спешила отказываться от богатейшей, исторически сложившейся художественной культуры. Этот лагерь возглавлял нарком просвещения А. В. Луначарский. Человек широких взглядов, он признавал объективные причины и смысл появления «нового искусства».

«Революция, как форма, поскольку в ней есть ломка, отсутствие отлившихся образцов, максимум движения, есть нечто глубоко родственное с новейшим искусством»,— говорил Луначарский на открытии ПЕГОСХУМ 10 октября 1918 года. Но он настаивал и на сохранении культурного наследия человечества во имя будущего расцвета пролетарской культуры.

Фото Санкт-Петербурга

«Быть может,— писал он,— великий поток социальной революции, быть может, выступивший пролетариат способен совсем до дна, с самого основания освежить искусство. Но это еще большой вопрос, и уж, конечно, нельзя ради этого предполагаемого обновления предъявлять претензии на состояние голого человека на голой земле. Пролетариат может обновить культуру, но в глубокой связи и преемственности с достижениями прошлой культуры». И так же, как А. Н. Бенуа, из всего наследия прошлого Луначарский особенно выделял искусство классическое, которому он пророчил «фаустовское возвращение к юности».

Так, в столкновении двух точек зрения на истоки и формы новой культуры, наметился конфликт, породивший в последующие годы серьезную борьбу в области архитектурной мысли.

Но это произошло несколькими годами позже, а пока сторонники противоположных взглядов работали бок о бок, оттачивая в полемических сражениях и в будничной работе собственные концепции.

В Петроградской коллегии изобразительного искусства (созданной в мае 1918 года при Наркомпросе) В. А. Щуко вплотную сталкивается с «левым фронтом», при этом с самыми убежденными его представителями — Н. Альтманом, О. Бриком, Н. Луниным. Они составляли ядро коллегии и с энтузиазмом внедряли идеи футуризма в теорию и практику искусства.

Совместная работа была недолгой, в конце 1918 года Щуко переходит в архитектурно-строительный подотдел. И, хотя убеждений футуристов Щуко не разделил, не в этом ли недолгом контакте лежат корни тех неожиданных для мастера проектов «левого» толка, которые он создает впоследствии?

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Прогулки по Санкт-Петербургу

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх