Интересен и процесс отливки колоколов. В специальной яме сооружались кирпичный болван и глиняная форма. Рядом в печи плавилась медь, за несколько минут до отливки в нее добавляли олово, чугун и серебро. Расплавленный металл, стекая по желобам, заполнял форму. Чтобы успеху отливки не повредила «нечистая сила», перед литьем распускались самые неправдоподобные слухи: чем нелепее слух, тем лучше звон колокола.
Велика была у русского народа любовь к колоколам. Какими только магическими свойствами не наделяли их люди, утверждая, что колокольный звон прогоняет громы, молнии, град, огонь, голод, заразу и нечестивого человека! Рассказывали, что где-то колокол сам начал звонить, предупреждая о грозящих бедствиях.
На Руси в церковном обиходе колокола появляются в IX веке: звоном провожали уходящие полки и встречали воинов с победой; давали знать о приближении к городу неприятеля; созывали народ на вече. Гудел колокольный звон во время пожаров. Эпический звон колоколов- торжественный, величавый, несущий ощущение глубокой трагедии и возвещающий радость праздника или победы.
В отличие от других православных церквей архитектурное решение Исаакиевского собора не предусматривало специальной колокольни. Колокола были подвешены в четырех сравнительно небольших колокольнях, рассредоточенных по углам основного объема здания. Такое расположение создавало особый звуковой эффект, когда 12 звонарей приводили в движение языки колоколов. Один из современников писал: «Звон собора сильный, но приятный, и трезвон производится музыкально».
Это неудивительно: все одиннадцать колоколов собора были отлиты под руководством известного валдайского мастера Ивана Макаровича Стуколкина, как в то время писали, «по Высочайшему повелению из старинных сибирских пятаков». Известно, что каждый мастер отливал колокол по-своему, но почти неизменным оставался состав сплава: меди — 80 процентов, олова -20 процентов.
Колокола Исаакиевского собора отличались тем, что в их сплаве кроме основных компонентов был высок процент серебра.