А. А. Бахтиаров «Брюхо Петербурга» Поденщики на Калашниковской пристани - Часть 3 14.10.2013 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Принимая во внимание, что один кирпич весит не менее 11 фунтов, рабочий за каждую тачку везет с барки на берег не менее 10 пудов. Ежедневно каждый кирпичник-рабочий выгружает от 2000 до 3000 кирпичей. Во избежание того, чтобы руки не поистрепались об кирпич, рабочие надевают кожаные рукавицы. Ноги обувают непременно в лапти, чтобы ходить было мягче по кирпичу. Едва только барка выгрузится, как ее в тот же день уводят в Усть-Ижору, где снова принимаются за нагрузку. — Хозяин не даст, чтобы сложа руки сидели,— заметил один из рабочих. — А что, тяжело возить кирпичи? — С непривычки — тяжело: того и гляди, что тачку свернет на бок или съедет с колеи. Ну, и рукам тоже достается! Вот посмотрите! — Рабочий сбросил прочь дырявые рукавицы и показал свои мозолистые руки, почти сплошь покрытые ранами. — Вишь, как рукавицы поистрепались, а две недели как купил! — Как же ваши руки не истреплются? Рабочий засмеялся. — Выносливы, значит! — И лапти тоже, что месяц, то новые покупай! — Отчего вы в сапогах не работаете? — В сапогах неудобно: ноги отобьешь или мозоль натрешь. В лапте-то и так, и эдак ноги можно поставить, а в сапоге нелвзя! Нагрузив тачку кирпичами, рабочие везут их на берег, наваливаясь всею тяжестью своего тела на тачку. Особенно тяжело бывает выгружать, если немного надо подыматься в гору; напротив, под гору немного приходится задерживать тачку. В последнем случае вместо 40 кирпичей на нее наваливают 50. Нередко одну и ту же тачку тащат двое рабочих: один тянет сзади, а другой — спереди, при помощи лямки. Вся одежда рабочих покрыта кирпичной пылью. — На зиму в деревню уезжаете? — Домой, на родину! — И деньгу с собой привезете? — Наша деревня Питером красна! — Из сотняги-то рубликов пятьдесят привезешь, и слава Богу! — Да вот ноне хуже стало! Прежде за лето платили сто пятьдесят — сто восемьдесят рублей, а теперь сто пять — сто десять! Должно быть, кирпича стали меньше требовать в Питере! Дома перестали строить! — Ну а как домой возвращаетесь? — По Николаевской дороге, по дешевой плате, в воловьих вагонах. — Это что за вагоны? — Товарные вагоны! Быков перевозят, а потом на время в пассажирские обращают, человек по сорок-пятьдесят битком набьют в вагоне, ничего, едем, зато дешево! Кстати заметим, что осенью по Николаевской железной дороге существуют удешевленные поезда для чернорабочих, возвращающихся на родину. В это время ежедневно отходят из Петербурга от 30 до 40 вагонов по удешевленной цене, а все количество рабочих, вернувшихся на родину, простирается от 30 до 40 тысяч человек. А. А. Бахтиаров «Брюхо Петербурга» Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|