Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Преподавательская работа Старова

16.03.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Несмотря на огромную занятость, Старов всегда тяготел к преподавательской работе. Но отношения с Академией художеств у него были сложными и противоречивыми.

Еще в 1769 году, как написано в постановлении Совета, по собственной инициативе он начал «отправлять в Академии должность адъюнкт-профессора» (помощник профессора). Но вскоре из-за большой занятости, а также, как указывают исследователи, в связи с «трениями с академическим руководством» он оставляет преподавательскую деятельность. Лишь в 1785 году, получив звание профессора, Старов возобновляет преподавание в Академии. С 1791 года Старов — член ее Совета. Спустя два года ему «жалуют» орден Владимира третьей степени. В 1794-м — избирают адъюнкт-ректором архитектуры.

Фото Санкт-Петербурга

Именно тогда художник С. С. Щукин запечатлел зодчего за рабочим столом. Иван Егорович Старов сидит в широком удобном кресле. В левой руке, которой он опирается на подлокотник, небольшая складная линейка. В правой — циркуль. Он словно обернулся к собеседнику, чтобы пояснить свою мысль, рассказать о проекте, листы которого разложены на его столе. Главное внимание художника обращено на раскрытие духовного своеобразия архитектора-человека, хотя он достаточно тщательно написал и костюм — малиновый, с гладкими отворотами и обшлагами черного бархата форменный академический мундир, белый шейный платок и орден Владимира третьей степени на двухцветной ленте. Лицо зодчего привлекает сочетанием простодушия и ума, а взгляд — зоркостью и доброжелательностью. Высокий лоб, кажется, говорит о его необычайной одаренности, о глубине мышления.

С. Щукин был отличным портретистом. Он хорошо знал Старова, работал с ним в течение многих лет в Академии, где руководил классом портрета. Живописный документ, созданный Щукиным, сохранил нам облик зодчего, который в своем творчестве сумел уйти далеко вперед по сравнению со своими современниками в архитектуре.

О серьезном отношении Старова к преподаванию говорит и его тщательное изучение увражей, рисунков, картин, гравюр, работ старых мастеров и современников. Так, например, в 1774 году Академия получила три книги Бардона «Обычаи древних народов». Книги — десять экземпляров — выписали для академической библиотеки и членов Академии. Один экземпляр предназначался Старову. Увраж Бардона, содержащий рисунки античной одежды, утвари, жертвенных принадлежностей, оружия, служил полезным подспорьем в работе художников и архитекторов и пользовался большой популярностью во всей Европе. И конечно, был необходим Старову-преподавателю. Небезынтересно заметить, что помощником Старова — преподавателя Академии художеств долгие годы был А. Д. Захаров - впоследствии великий зодчий.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх