Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Афиша Санкт-Петербурга

Проект «Югорский период»: исследование современного искусства угро-финского пояса. В рамках программы «Россия в Эрарте»

27.06.2014 раздел: 0 комментариев

12 июня в Сургуте стартовал проект «Югорский период» - продукт творческого взаимодействия музея современного искусства Эрарта и сургутской галереи современного искусства «Стерх». Осенью выставка будет показана в Ханты-Мансийске, затем в Петрозаводске. В декабре 2014 года проект будет представлен в новом зале музея Эрарта.
Прежние выставки программы «Россия в Эрарте» представляли искусство одного региона, данный же проект претендует представить искусство сразу нескольких финно-угорских регионов, так называемого югорского пояса. Этот пояс широкой полосой тянется через леса, реки и озера от Балтики и Баренцева моря до Уральских гор и дальше до Енисея. Карелы, вепсы, пермяки, коми, мари, мордва, удмурты, ханты, манси – вот неполный список финно-угорских народов России. Задача выставки – исследование современного искусства угро-финского пояса, выявление общей поэтики, одинаковых тем, черт, интонаций. Поскольку у большинства россиян в той или иной степени присутствуют финно-угорские гены, обращение к этой теме – также своего рода инструмент погружения и самопознания.

era_finn.jpg

Угро-финны давно интегрированы в общероссийскую жизнь и, в большинстве случаев, никак не выделяются в общей массе населения. Например, далеко не каждый россиянин знает, что Аввакум Петров и патриарх Никон - мордвины, Юрий Лужков – мариец по матери, а нынешний мэр Москвы Сергей Собянин - мансиец. Яркий след в российской культуре оставили скульптор Сергей Эрзя, поэт Геннадий Айги, композитор Андрей Эшпай. Трудно не заметить и другого марийца - знаменитого кутерье Вячеслава Зайцева. В сфере изобразительного искусства долгое время финно-угорский пояс России был представлен в основном лишь традиционным искусством. Здесь были свои откровения: безымянные мастера пермской деревянной скульптуры 17-18 веков, народные художники Тыко Вылко и Константин Панков, работающий и сегодня хантыйский художник Геннадий Райшев. Но в течение последней четверти века стало развиваться и собственно современное искусство угро-финских регионов. Опыты соединения этнографическое наследия с искусством авангарда получили свое название – этнофутуризм.
«Югорский период» – это попытка передать самоощущение финно-угорского пояса средствами современного искусства. Разумеется, выставка не сводится к этнофутуризму, включает и архео-арт, и элементы contemporary art, использует разнообразные медиа – живопись, графику, скульптуру, объекты, фото и видео-арт.
Среди участников: Владимир Бугаев, Лидия Антипова, Алексей Бачурин (Ханты-Мансийск), Александр Седов (Лангепас), Иван Демьяненко (Нижневартовск), Евгений Шелепов (Нефтеюганск), москвичи - Владимир Наседкин, Святослав Пономарев, петербуржцы - Павел Игнатьев, Денис Прасолов, Зоя Лебедева (Ижевск), Сергей Брюханов (Нижний-Тагил), Ринат Миннебаев (Уфа), Владимир Мигачев (Краснодар), Николай Рыбаков (Красноярск) и другие.
В рамках программы «Россия в Эрарте» музей активно работает с региональными партнерами. Эрарта уже принимала в Санкт-Петербурге выставки, представляющие современное искусство Самары, Перми, Новосибирска, Уфы, Ижевска, Краснодара, Омска, Иркутска, Кросноярска. Работа над новыми проектами продолжается.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None



Наверх