Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Фомин

Самые значительные произведения Фомина неоклассического периода его творчества

19.05.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Во время работы над интерьерами дома Шаховской Фомин был занят исполнением еще одного частного заказа — проектировал и осуществлял перестройку загородного дома князя А. В. Оболенского на озере Сайма в Финляндии. Поставленный на высокой земляной террасе, этот дом эффектно вписался в окружающий пейзаж. Фомин обратился здесь, возможно по требованию заказчика, к мотивам архитектуры Петербурга начала XVIII века и интерпретировал их с блеском. Контрасты в окраске стен, капители, украшенные гирляндами, рустованные углы, криволинейный фронтон с сочным по пластике картушем над колоннами — все эти детали сообщили зданию живописный романтический характер, очень уместный для загородного жилища. Но, несмотря на явно удавшийся прием, дом Оболенского так и остался в творчестве Фомина эпизодом.

Перестройка дома на озере Сайма закончилась в 1912 году, и в том же году Фомин получил заказ на разработку проекта другого усадебного дома — на этот раз в имении князя А. Г. Гагарина Холомки, в двенадцати верстах от уездного города Порхова.

Дом в Холомках, строительство которого завершилось осенью следующего года, это уже совсем иной образ. Источник вдохновения Фомина здесь совершенно ясен — это строгая и величественная архитектура Кваренги, Старова, Львова.

Композиция здания проста: план имеет форму прямоугольника, объем предельно собран, компактен. В нарушение традиции, но исходя из соображений удобства, архитектор расположил парадный вход в торце здания; к нему подводит длинный пандус. Центр главного фасада, обращенного к большому лугу, выделен шестиколонным ионическим портиком, который увенчан фронтоном, лишенным каких бы то ни было украшений.

Портик решен как глубокая лоджия; в нее через высокие полуциркульные окна раскрывается центральный зал. Очень точно следуя законам классицизма в построении плана и главного фасада дома, Фомин более свободно скомпоновал его противоположную сторону. Расположенная здесь сильно выступающая вперед открытая терраса окружена сдвоенными колоннами ионического ордера, поддерживающими небольшой пологий купол. Еще проще, чем на главном фасаде, решены боковые участки стен: прорезанные в них окна не имеют наличников, и гладь стены ничем не нарушается.

Это усиливает контраст между массивом стены и прозрачной ротондой террасы. Сложный ритм сдвоенных колонн, в свою очередь, контрастирует с мерным шагом, прямоугольных окон. Таким образом, и в этом своем произведении, может быть самом близком к строгому классицизму, Фомин не отказывается от излюбленного им контрастного противопоставления отдельных элементов композиции друг другу.

Одновременно Фомин продолжает работать и в самом Петербурге. В 1911 — 1914 годах по его проектам в столице были сооружены два дома, которые без сомнения можно считать самыми значительными произведениями Фомина неоклассического периода его творчества. Эти дома — особняки А. А. Половцова на Каменном острове и князя С. С. Абамелек-Лазарева на Мойке.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх