Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Эрмитаж

Шедевры и артефакты Эрмитажа

23.07.2018 раздел: Lifestyle Санкт-Петербург 0 комментариев

Сегодня мы познакомим вас с двумя невероятными артефактами из коллекций Эрмитажа.

Часы «Павлин»

Во второй половине XVIII столетия английского изобретателя и ювелира Джеймса Кокса считали самым хитроумным и прославленным в сфере создания курьёзных механизмов. В 1772 году он открыл свой музей необычных автоматов в Лондоне, о котором даже хорошо знали в России. Джеймс Кокс возглавлял целый коллектив мастеров из Европы, куда входил также германец Фридрих Юри, что считается сейчас одним из непосредственных авторов часов «Павлин». Хотя на них отсутствует и подпись, и клейма Джеймса Кокса, эта работа традиционно приписывается его мастерской, потому что тогда никто не славился такой оригинальностью идей, а также изобретательность подобного рода предметов, как знаменитый британец.

2-pavlin.jpg

В 1777 году в Санкт-Петербург из Англии приехала герцогиня Кингстон, которая стала косвенной причиной рождения часов «Павлин». Она была вестницей просвещённого мира, поэтому упорно рекламировала князю Г. Потёмкину изделия фирмы Кокса. В результате, князь этим соблазнился и сделал заказ. В то время Джеймс Кокс уже располагал двумя готовыми механическими павлинами, и к одному из них он добавил часы и пару других птиц. В 1781 году изделие в Петербург привёз вышеупомянутый Фридрих Юри, и так как по традиции мастеру нужно было лично представлять заказчику своё творение, то напрашивается соответствующий вывод. Изначально часы предназначались для Эрмитажа, который основала Екатерина II, однако в течение нескольких лет они находились во дворце Григория Потёмкина. Когда князь умер, Екатерина Великая в 1791 году купила Таврический дворец и всё его содержимое, а спустя шесть лет новый хозяин дворца Павел I распорядился, чтобы уникальный механизм перенесли в Эрмитаж. Часы необычны тем, что и сейчас функционируют, и являются единственным в мире крупным автоматом XVIII века, дошедшим до наших времён без изменений.

Но всё-таки история часов «Павлин» совсем не безоблачна, как сразу может показаться. Диковинный аппарат в Россию привезли в разобранном состоянии, и за нехваткой времени Потёмкину так и не судилось его собрать. В 1791 году князь поручил талантливому механику Ивану Кулибину часы привести в порядок, однако мастер смог продолжить работу уже после кончины Потёмкина с соизволения императрицы. Некоторые часовые детали за это время были утрачены, поэтому Кулибин тщательнейшим образом перебрал весь механизм, изготовил недостающие части, всё собрал и позолотил. Он потратил на это два года, завершив работу в 1794 году.

Когда сегодня видишь весь этот весьма впечатляющий птичий вольер, то невольно себе задаёшь вопрос: как такой громадный механизм мог являться часами? В действительности, здесь не следует забывать, что в XVIII столетии часы были не столько фиксатором времени, сколько целой моделью Вселенной, где имеется место не одним лишь циферблату и стрелке, но ещё философскому осмыслению бытия. И здесь каждой механической птице, выполненной в натуральную величину, свойственна своя роль и символика. Когда хранитель заводит часы, то птицы начинают «оживать». Он заходит в куб из стекла, ключ вставляет в скважину, укрытую между листочками из меди, и делает несколько круговых движений. Начинает раздаваться звон колокольчиков. Птицы шевелятся, и показывают себя зрителям с различных сторон. Продолжается это три минуты. Затем раздаётся триумфальный клич петуха, после чего, всё замирает.

Первой, лишь завели механизм, просыпается сова. Клетка с ней начинает круговое вращение. Сама птица то вертит головой, то хлопает глазами, то поднимает одну лапку, то опускает её. Вскоре звон колокольчиков затихает, замедляются совиные движения. Её сменяет павлин, который шумно распускает золотые хвостовые перья веером. Это является аллегорией восхода солнца. Затем птица поворачивается быстро к зрителям. Показав немного заднюю часть, павлин складывает и опускает перья, возвращаясь в исходное положение. Лишь он заканчивает свои движения, просыпается петух. Он радостно кукарекает, возвещая этим об окончании ночи и начале нового дня. С его последним криком перестаёт вращаться клетка совы, хищница замирает. Спектакль на этом заканчивается.

По мифологии сова является спутницей рвущей жизненную нить мойры Атропос, значит, и символом конца. Ну а петух, напротив, возвещает восход солнца, и говорит, что рождается новая жизнь. Поэтому часы XVIII века – предмет роскоши и своего рода «курьёз», который, с одной стороны, развлекает публику, с другой же заставляет задуматься о быстротечности времени и смысле жизни.

Часы «Павлин» изготавливались из позолоченной меди. Сначала птицы были разных цветов, но краска со временем потускнела и в некоторых местах сошла. Реставраторы её удалили и не стали наносить новую.

Основой конструкции является дубовый пенёк с засохшими и живыми ветками. К одному сучку прикреплена ветка, на которой сидит сова, павлин расположился рядом на пеньке. Петух занимает место на коряге возле подножия дуба.

Композицию наполняют не только птицы. Тут есть белка, ящерицы, улитки, змея и лягушка. Все элементы конструкции сделаны скрупулёзно точно. Если приглядитесь к дубовым листикам, то увидите на них прожилки.

Первый раз, бегло осмотрев золоченых механических птиц, спрашиваешь себя: как же по этим часам можно определять время? А хитрость здесь заключена в том, что циферблат «прячется» в шляпке наибольшего гриба, растущего на холме около дуба. В прорези грибной шляпки просматриваются римские цифры, которые обозначают часы, и цифры арабские – минуты. Бег стрелки секундной олицетворён стрекозой, вращающейся на шляпке вокруг собственной оси. При возведении механизма стрекоза начинает подпрыгивать, символизируя этим мимолётность существования. Колокольчиками на совиной клетке отбиваются часы и четверти. Изначально планировалось, что птицы будут двигаться каждый час, но теперь их заводят довольно редко, дабы лучше сохранить автомат. Ну а часовой механизм функционирует постоянно.

Эрмитаж билеты можно приобрести в кассах дворца.

Мумия в Египетском зале

Мумия (перс и араб.) – это труп, предохранённый искусственным способом от разложения. Стремление в сохранении тела после смерти многие различные народы связывали с представлениями о бессмертии души и загробной жизни. Мумификацию трупов людей, а также священных животных, широко практиковали в Древнем Египте. Древнейшей из известных мумий является мумия царицы Хетепхерес (III тысяч. до н.э.). Сохраняли трупы почивших методом прокапчивания древние народы Мексики, Перу, Канарских островов. В Советском союзе мумии обнаружили во время раскопок на Алтае Пазырыкских курганов (V-IV вв. до н.э.). Погребения с наличием мумий содержат, как правило, богатый инвентарь, и после их раскопок можно получить ценные материалы, касающиеся быта, культуры, религии и искусства древних обществ.

1-mumiya.jpg

Древнеегипетскую цивилизацию по праву считают одной из наиболее притягательных и загадочных в истории культуры мира. Египет уникален, прежде всего, благодаря своей долговечности. Никакая страна, никакая культура не существовали так долго – более четырёх тысяч лет, причём, в почти неизменном виде. Можно сравнить с той же Грецией, от истоков и до падения какой прошло, примерно, два тысячелетия. За этот период греческая цивилизация в первый раз вышла на мировую сцену, миновала череду драматических перемен, часто её сотрясавших до основания, завоёвывалась римлянами, покорив их души, после чего, уступила место культуре христианской. Царство фараонов же в историю попало уже окончательно сформировавшись, просуществовало около сорока веков, и только потом, сойдя на нет, растворилось в культурах более молодых.

Высокий уровень искусства, богатейшая культура, мифология, полная жестоких загадок и тайн, и история – это лишь неполный перечень того, что привлекает умы исследователей, учёных, писателей уже не одно столетие.

Египет является одной из самых древних мировых цивилизаций, историю которой смогли воссоздать по большому количеству сохранившихся письменных документов. Ещё в IV веке до нашей эры первые древнеегипетские правители объединили племена из Северной Африки, что обитали вдоль плодородной долины Нила. Лишь благодаря данной реке, у людей получалось выживать в иссушающих суровых песках пустынь Африки. В Египте дожди считаются редким явлением. Единственная вода, которая несёт ему жизнь – вода Нила. Пустыни сегодня, как и в древности, занимают 96% государства. Плодородные земли расположены только по берегам реки, ежегодно при разливе наполняющей колодцы и покрывающей поля на побережье слоём питательного ила. До строительства в Египте современных плотин, жизнь в нём на протяжении долгих столетий и тысячелетий зависела лишь от одного Нила, его прихотей и капризов.

В Древнем Египте верили в загробную жизнь и воскресение душ. Это верование подкреплял окружающий мир – по вечерам на Западе заходило солнце, перерождаясь каждое утро на Востоке, через ростки, проросшие через землю, пробивалась новая жизнь, луна уменьшалась и увеличивалась. Пока порядок сохраняется, всё в мире взаимосвязано, и жизни, наступающей после смерти, наверное, тоже нужно подчиняться конкретным законам. Так, к примеру, тело должно проходить мумификационный процесс, и лежать в могиле, которая оформлена соответствующим образом, и содержать всё то, что потребуется для жизни в другом мире.

Процесс мумификации – консервацию тела – описывали древние Тексты пирамид: когда умер бог Мёртвых Осирис, вселенная погрязла в хаосе, а слёзы разных богов превратились в материалы для мумифицирования его тела. В эти материалы входили мёд, ладан и канифоль.

Перед появлением мумификации, телу усопшего придавали позу зародыша, после чего, клали в яму с личными его вещами (глиняными горшками, украшениями и др.). Яма закапывалась песком, из тела поглощавшим всю воду, и сохраняя его этим. Бывало, что захоронения обкладывали кирпичами и покрывались крышей, на покойных же надевали шкуру животного или земле придавали в корзине, глиняном сосуде или деревянном гробу. Из-за этого тело разлагалось быстрее, потому что больше не контактировало с песком. Для решения этой проблемы, внутренние органы почивших начали извлекать из тела, кладя внутрь иссушающие субстраты для мумификации.

Мумификация стала практиковаться в Египте с 2040 года до нашей эры, вплоть до Греко-римской эпохи. В период Древнего царства народ верил, что лишь фараоны должны познать бессмертие. Но где-то в 2000 году до н.э. воззрения поменялись: любой мог оказаться в загробном мире, при условии, что тело его мумифицировано, а необходимые предметы есть в гробнице. Но мумификациею не мог себе позволить каждый, она была по карману только состоятельным людям. Хотя данный процесс и не являлся обязательным условием для того, чтобы душа воскресла в загробном мире, её, скорей всего, рекомендовали в качестве самого верного способа достижения цели. Чтобы усопший успешно оказался в ином мире, читали молитвы из Книги Мёртвых.

Усовершенствование искусства мумификации пришлось на Третий Переходный Период (1070-712 до н.э.). Около 450 года до н.э. историк из Греции Геродот процесс задокументировал.

В Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится мумия жреца, лежащая под футляром, сделанным из специального стекла. Нельзя, чтобы на неё попадал музейный воздух, противопоказано и фотографирование, а то оно может стать смертельным. Чтобы туристы не смогли попортить экспонат, возле него стоит смотритель.

Для жреца в Эрмитаже создали особые жизненные условия. Временами футляр поднимают, «саркофаг» дезинфицируют и проверяют состояние мумии. Зависит оно от туманов, и от воздуха или обилия лучей солнца, хотя египетский зал расположен на первом этаже, а его окна выходят на север. От перечисленного выше и целого ряда сопутствующих проблем, на животе жреца плесень то начинает расползаться, то уменьшаться. Почти всегда он улыбается, насмешливо или грустно, иногда даже злобно.

Всего в Эрмитаже около пяти мумий, хранящихся в запасниках музея.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None










Наверх