Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Старов. Постройки в русских усадьбах

31.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

После окончания Таврического дворца Старов был засыпан заказами, и по его проектам воздвигнуто немало барских домов по русским усадьбам. Из построек его этого периода надо отметить дома в усадьбах Скворицы и Тайцы около Гатчины, принадлежавших Демидову. 13 марта 1785 года Екатерина II утвердила его проект дворца для мызы Пелла. «Строение сие,— говорит указ от этого числа,— производить под ведомством нашего Тайного советника Стрекалова по планам архитектора Старова, нами утвержденным» (Московский отд. Общ. архива Мин. Имп. двора, оп. 322/5, л. I). Постройки в Пелле закончены в 1789 году (Там же, л. 13. Георги говорит, что совсем отделаны они не были и в 1793 году (Описание Санктпетербурга, ч. 2, с. 676).

Кроме главного, большого дворца здесь было множество второстепенных павильонов и служебных зданий, которые, по словам Георги, были между собою «соединены аркадами, галереями или колоннадами», дававшими «нечто целое, содержащее в себе разные дворы и сады».), но большая часть их была разобрана по повелению Павла I, и строительный материал пошел на сооружение Михайловского замка.

Из многочисленных построек сохранилась только одна — небольшой павильон простой и благородной архитектуры. Он открывает неожиданно еще одну сторону старовского творчества, до сих пор мало или совсем не бросавшуюся в глаза,— его «палладианство». Только возвращаясь от дворца в Пелле к Таврическому, замечаешь, что это «палладианство» было уже и там, как в самом плане, так и в обработке фасадов. И тип домов русских барских усадеб приходится вести уже не от Таврического дворца и не с конца XVIII века, а от итальянских вилл XVI века, от того самого Палладио, который неизменно, сквозь все переломы и смены стилей, вдохновлял зодчих XVII, XVIII и начала XIX века помимо их собственной воли и даже иной раз явно вопреки ей. Несмотря на все новшества и, как казалось, целые перевороты в архитектуре, он все еще продолжал быть тем таинственным, невидимым источником, из которого черпали и те, что проклинали его имя.

В последние десять лет своей жизни Старов был занят постройкой церкви Покрова в Большой Коломне в Петербурге, начатой им в 1798 году и оконченной уже в 1812-м, два года спустя после его смерти. К творчеству Старова она не прибавляет ничего нового (Старое был женат на родной сестре жены Кокоринова, Наталье Григорьевне Демидовой. Его старший сын, Александр Иванович Старов (1772—1838), тоже архитектор, вернулся на родину своего отца, в Москву, где служил при Комиссии строений. Его часто смешивают с отцом (Великий кн. Николай Михайлович//Московский некрополь, т. 3. Спб., 1908, с. 155).
В Эрмитаже есть отличный проект Старова для застройки какой-то площади. Это два корпуса, обхватывающих полукругом площадь и прорезанных посредине улицей (В Цветковской галерее в Москве есть также один проект Старова, подписанный, как и эрмитажный, по-французски. Это проект каких-то триумфальных ворот). С конца 1780-х годов очень деятельное участие во всех постройках Старова принимает Федор Волков, бывший у него сначала помощником, а позже превратившийся в его младшего сотоварища. В заключение очерка деятельности нашего большого мастера мы считаем необходимым сказать несколько слов и о его ближайшем сотруднике.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх