Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Стиль регентства

27.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Наряду с его сухими, академическими, «книжными» формами во Франции пробивалось и несколько иное течение, тяготевшее к большей свободе творчества и получившее название стиля регентства (Наиболее яркими мастерами этого стиля были Лассюране, тот же Боффран, Оппенор, Лажу, Мейсонье, Кювилье-отец и др.
Несмотря на то что Регентство предшествовало единоличному правлению Людовика XV, стиль, названные по имени этого короля, выработался в действительности не сколько раньше, почему оба названия хронологически не точны.
К представителям стиля регентства должен быть отнесен и Леблон). Как мы уже имели случай говорить выше, стиль этот чисто декоративный, применявшийся только во внутреннем убранстве. В то время как наружная архитектура осталась почти такой же чопорной и сдержанной, как раньше, и только слегка оживилась легкими ударами орнамента, внутри все уже говорит о совершенной смене вкусов. Здесь все легко, весело, ничем не связано, говорливо, шаловливо, интимно и уютно.
Двор и академия относились сначала отрицательно к новой моде, но она пришлась по вкусу парижскому светскому обществу, наперерыв начавшему заводить у себя такие милые, веселые, очаровательные игрушки-комнаты. Понемногу «зараза» перекинулась и в академический лагерь, и дело кончилось тем, что контраст между наружной и внутренней архитектурой стал чем-то вроде закона. Почти непонятно, как мог «академик» Боффран быть таким нарочитым «сухарем» во внешней архитектуре и в то же время так легко играть и забавляться на внутренних стенах своих построек.

Снаружи мрачный, сердитого вида, застегнутый на все пуговицы солидный джентльмен, внутри — мальчик-сорванец, ведущий себя самым неистовым образом, глумящийся над всеми правилами приличия и ни минуты не заботящийся о том, что подумает обо всем этом мрачный джентльмен снаружи. Большего несоответствия между тем и другим вообразить нельзя. Контраст этот достиг совершенно фантастических размеров после того, как своевольные, бешеные разводы декоративных композиций Мейсонье окончательно завладели умами всех и покорили Париж. Казалось, что старая борьба утратила всю остроту и — вечные враги — оба начала, обессилев в распре, заключили дикий союз совместного существования, с сохранением за каждым всех его особенностей.

Но долго продолжаться это не могло, и в 1732 году появилось первое предупреждение о надвигавшейся новой битве — знаменитый проект фасада парижской церкви Сент-Сульпис, сделанный на конкурс никому до того не известным молодым итальянцем Сервандони. Его двухъярусная композиция с лоджами внизу и вверху, украшенными спереди колоннадами, смело возвращала архитектуру от Блонделя и Мансара назад, к Палладио, отбросив все те наносы, которыми искусство последнего было заслонено во Франции.

Свой фасад Сервандони принужден был позже, в угоду толпе, значительно «офранцузить», но первоначальный его проект произвел на тогдашние художественные круги прямо ошеломляющее впечатление. Начались нескончаемые споры, и утихнувшая было борьба поднялась вновь. Несколько лет спустя, в 1737 году, появилось в печати «Письмо к юному живописцу», изданное Кошеном, в котором этот знаменитый позже рисовальщик уличной жизни Парижа, тогда еще двадцатилетний юноша, горячо становится на защиту того, что он называет большим вкусом — grand goflt.
Особенно он ополчается на Мейсонье, законодателя внутреннего убранства тогдашних парижских домов большого света, по адресу которого он исступленно восклицает: «Выгибальщик всех карнизов, вывертыватель дуг, выдумщик контрастов, закруглитель и завивальщик каждой формы!» (Gurtitt С. Ceschichte des Barockstiles, des Rococo unades Classicismus in Belgien, Holland, Frankreich, England.— Штутгарт, 1888, с. 288)

Вскоре оказалось, что Кошен не был одинок, и подобно ему думала уже вся тогдашняя молодежь, нашедшая в лице талантливейшей женщины эпохи, маркизы Помпадур, страстную покровительницу (Знаменитая подруга Людовика XV обладала тонким вкусом н сама недурно рисовала и гравировала. Она была если не создательницей, то крестной матерью того нового стиля, который явился на смену старому и который французами назван «стилем Людовика XVI».

Кличка эта отдает тем же анахронизмом, которым отмечены и две другие — «Людовик XV» и «регентство».
Названия стилей, как увидим дальше, всегда запаздывают и приурочиваются ко времени более позднему, чем эпоха их действительного зарождения и даже расцвета). В 1748 году брат маркизы, ставший впоследствии чем-то вроде министра искусств,— маркиз де Мариньи, аббат Леблан, Кошен и знаменитый позже архитектор Суффло отправились в Италию. После трехлетних скитаний среди развалин Рима и Великой Греции друзья вернулись в Париж с такими мыслями и чувствами, каких в Европе до тех пор не знали. По их наблюдениям оказалось, что Палладио не имел никакого представления о настоящей античной красоте, об Элладе, памятниками которой полна Южная Италия и Сицилия. Оказалось, что Палладио так же далек от классики, как и Микеланджело или сам ненавистный Борромини. Мало того, вся борьба классиков с «кривляками» есть глубокое недоразумение, ибо, по существу, никакой разницы между ними нет!

Можно себе представить впечатление, которое должно было произвести в художественных кругах это неожиданное открытие, передававшееся сперва со слуха, из уст в уста, а вскоре и закрепленное в статьях, памфлетах и книгах вернувшихся путешественников и их последователей (В 1752 году вышла книга Кошена «Observation sur les antiquites dHerculanum», а исследование Суффло появилось только в 1764 году. Почти одновременно стал выходить и знаменитый труд Стюарта и Реветта об афинской архитектуре — «The Antiquities of Athens» (Лондон, 1762—1794, в 3 т.).
Наконец, в 1764 году И. П. дОрвиль издал свои рисунки греческих храмов Сицилии). Одновременно иезуит Ложье выпустил свое исследование об архитектуре, всполошившее художников едва ли не больше, чем рассказы Кошена и Суффло (Laugier Marc Antoine. Essai sur IArchitecture.— Париж, 1752).

Совершенно с другой точки зрения, опираясь только на «здравый смысл», «природу» и «правдивость», он восстал против всевозможных ересей, которыми, по его словам, была заполнена вся современная ему архитектура. Его доводы нередко искусственны и даже забавны, но выводы поразительно близки к тому же духу эллинизма, который привезли с собой из Италии друзья маркизы Помпадур.

Каждая «побрякушка» в архитектуре, каждое лишнее украшение кажется ему вздором, от которого необходимо избавиться. Постаментов и даже баз у колонн не должно быть, как нет их у дерева, растущего на воле. Архитрав должен покоиться прямо на колоннах, а отнюдь не на аркадах, как это часто делают.
Он решительно восстает против раскреповок и негодует на обычай сооружать фронтоны на длинной стороне здания, тогда как по своему смыслу они должны быть только на коротких сторонах.
Повторные фронтоны и фронтончики над окнами для него просто смешны. Окнам и дверям он советует давать прямые перекрытия и избегать всяких арок и дуг. В заключение обрушивается на римлян, значение которых в архитектуре кажется ему сильно преувеличенным, на самом же деле они будто бы не создали ничего своего, взяв все у греков и испортив только вконец взятое (Gurlitt С, с. 309).
Прямо непонятно, как этот неспециалист, иезуитский священник, мог так близко, до того вплотную подойти к тем самым чувствам, к которым исследователи-художники пришли после долгих обмеров и наблюдений (Любопытно, что в истории французской архитектуры это уже третий дилетант, оказывающий большое влияние на профессиональных художников. Первым был Блондель-старший (1618—1686), по профессии математик, вторым — Клод Перро (1613—1688), знаменитый строитель луврской колоннады, по образованию врач).

И. Грабарь

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх