Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Викентий Францевич Бренна (сер. XVIII века, Рим —1814, Дрезден)

19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Викентий Францевич Бренна

Викентий Францевич Бренна

В России каждое царствование совпадало обычно с периодом господства вполне определенного архитектурного стиля, и даже в дни недолгих царствований все же чувствуется тот или другой стилистический оттенок эпохи. Поэтому если можно говорить о петровском стиле, о елизаветинском и даже об аннинском и если в екатерининское время ясно намечаются три резко отчеканенных периода — ранний, средний и поздний, то, естественно, что и краткое царствование Павла I должно было внести в екатерининский классицизм свой особый оттенок, почти достаточный для того, чтобы оправдать выражение «павловский стиль». Само собою разумеется, что начало и конец стиля или его оттенков не могут точно совпадать с датами воцарения и кончины монархов. Стиль данной эпохи есть комплекс всех ее дум, чувств, настроений, привычек и вкусов. Монарх, являясь сыном своей эпохи и отражая в себе ее чувства и настроения, в то же время поставлен благодаря своему положению в возможность значительно влиять на вкусы времени. Даже если это не личное, непосредственно от него исходящее влияние, то, во всяком случае, это — влияние его зодчих, и уже одним выбором последних он оказывает на развитие искусства несомненное давление. То, чем Растрелли был для елизаветинского времени, чем были Ринальди, Камерон и Кваренги для екатерининского, мы видим при Павле в лице Бренны.

Виченцо, или, как называли его в России, Викентий Францевич, Бренна поступил на русскую службу в 1780 году. «Ее императорское величество Ваша августейшая матушка,— рассказывает Бренна в прошении, поданном им императору Александру I,— во время своего путешествия оказала мне честь, пригласив вступить в ее службу в качестве живописца и архитектора; я привез с собой моего юного ученика Франца Лабенского, находящегося сейчас при Эрмитаже. Я был представлен его величеству императору Павлу I, тогда еще великому князю, и был принят в его службу». Лабенский, ставший впоследствии директором Эрмитажа, был, как видно из архивных дел, живописцем-декоратором, и возможно, что Бренна и нанят главным образом в качестве живописца для росписи апартаментов строившегося тогда Павловского дворца. Король Станислав Август, посетивший Петербург в 1797 году, отмечает в своих записках по поводу посещения Гатчины, что «самые изящные арабески, которыми были расписаны залы дворца, исполнены польским живописцем Лабенским». Говоря о красоте дворцов, выстроенных и убранных императором Павлом, король прибавляет, что «он пользовался для этих работ искусством архитектора Бренны, который в Варшаве преимущественно занимался разрисовкой арабесок» (Горяинов С. Художественные впечатления короля Станислава Августа о своем пребывании в С. Петербурге в 1797 г.//Старые годы, 1908, октябрь, с. 599, 601).

По приезде в Петербург он в первые годы также занимается здесь исключительно росписью различных комнат в Павловске. В апреле 1784 года великая княгиня Мария Феодоровна в одном из своих писем к управляющему Павловска, Кюхельбекеру, просит последнего сообщить ей, красиво ли выходит столовая и удается ли плафон. «А Бренна,— осведомляется она дальше,— закончил ли он тот кусок живописи, который ему оставалось доделать на плафоне, и красивое ли это производит впечатление?» (Павловск. Очерк истории и описание, с 521) В 1785 году мы видим Бренну все еще за росписью плафонов, наряду с известнейшим тогдашним декоративным живописцем Скотти.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх