Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Афиша Санкт-Петербурга

ВЫСТАВКА «СИНИЙ ВСАДНИК. ЖЕЛТЫЙ ЗВУК»

19.12.2011 раздел: 0 комментариев

В рамках проекта « 100-летие абстрактного искусства в России» Санкт-Петербургская Академия Художеств открывает выставку, посвященную наследию Василия Кандинского в современном искусстве. 10 работ 10 известных петербургских художников будут представлены на выставке в честь 100-летия с момента утверждения абстракционизма как самостоятельного направления в искусстве.
 
Выставка «Синий Всадник. Желтый звук» откроется 28 декабря в Итальянском зале Академии Художеств.
 
Художник и философ Василий Кандинский, написавший в 1910 году множество раз переизданную книгу «О духовном в искусстве», утверждал, что «цвет - это клавиш,- глаз - молоточек, душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».  После того как в декабре 1911 года на Всероссийском Съезде художников в Императорской Академии Художеств были зачитаны некоторые главы из книги Кандинского,  в искусстве произошел решающий перелом. Так появилось на свет беспредметное или абстрактное искусство, не изображающее реальные объекты, а лишь гармонизирующее цвет и форму с целью вызвать у зрителя ассоциации и эмоции.
 
Основой выставки «Синий Всадник. Желтый звук» станут абстрактные живописные работы художников, выпускников Санкт-Петербургской Академии Художеств: В. Волкова, И. Говоркова, Е. Гриценко, Е. Губановой, В. Загорова, А. Кожина, В. Михайлова, В. Поваровой, Н. Сажина, М. Церуша. Творчество этих художников является современным логическим продолжением абстракционизма начала ХХ века.
 
Выставка пройдет с 28 по 30 декабря 2011 года.

Движение души

«Нет на земле ничего, что сильнее жаждало бы прекрасного и легче бы в прекрасное преображалось, чем душа»
Морис Метерлинк

История абстрактного искусства значительно длиннее, чем кажется на первый взгляд. Предвестником абстракционизма стал Платон, который в своих поздних произведениях писал о красоте самостоятельных линий и пространственных форм, не зависимых от всякого подражания видимым предметам. Он считал, что геометрическая красота в отличие от красоты «неправильной» природной имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер. Бездонным резервуаром такой геометрической красоты стало орнаментальное искусство, во все времена сосуществовавшее рядом с изобразительным. Кроме того, извечная увлеченность художниками анаморфозами - «случайными образами», которые часто были навеяны природными фактурами, - также стала одной из предпосылок появления абстракционизма. Уже в эпоху Возрождения появляется новый принцип живописи – нон-финито, принцип внешней незаконченности, позволяющий любоваться игрой линий и красок без конкретных сюжетных форм. Позже, в ХIХ в. художники иногда обращались к миру беспредметных видений ( таковы отдельные фантазии позднего Дж. М. У. Тернера или эскизы Г. Моро), но это были лишь частные явления, а решающий перелом произошел лишь в 1911 году.
Василий Кандинский в 1910 году написал первую абстрактную акварель, которая стала отправной точкой в развитии нового течения в искусстве. В это же время Кандинский работал над книгой "О духовном в искусстве».

В течение нескольких лет художник записывал свои мысли и наблюдения о живописи, проблемах композиции, законах восприятия цвета, эти записи – на немецком языке – и легли в основу его книги. Поскольку для своего времени книга была очень необычной, у Кандинского возникли трудности с поиском подходящего издательства. Но, в конце концов, в 1911 году, один мюнхенский издатель после некоторых колебаний взял на себя риск издания этой книги. В декабре того же года книга "О духовном в искусстве" вышла в свет. Успех был огромный, об этой книге тогда говорили, как о новом Евангелии в жизни искусства.
28 декабря 1911 года на заседании Всероссийского съезда художников Н. И. Кульбиным был сделан доклад "О духовном в искусстве" и им были прочитаны некоторые главы из книги Кандинского. Особенное внимание было отведено той главе, в которой Кандинский пишет о значении различных форм в абстрактном искусстве, - о круге, квадрате, треугольнике. Эти новые идеи перевернули представления об искусстве и о задачах, решаемых художником.
«Цвет - это клавиш,- писал В. Кандинский,- глаз - молоточек, душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Такие вибрации совершенно необходимы, так они обеспечивают постоянное движение, а движение – это духовная жизнь, часть которой является искусство. Вибрации в сердце, возникающие при взгляде на абстрактное полотно, есть проявление истинных чувств человека, отзвук реальных предметов в его душе. А переход от материального искусства к духовному создает новый театр жизни, в котором искусство становится символом истинной веры.

В 1911 году Василий Кандинский совместно с Францем Марком создал объединение «Синий Всадник», их целью было революционное свержение окаменелых догматов академической живописи. Члены творческой группы придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским, он искренне верил в равноправие всех видов искусства и ставил творческие эксперименты, уверенно объединяя «краску, пластику, слово, музыку». Результатом его исследований стала сценическая композиция «Желтый звук». Увы, премьера этого произведения состоялась только много лет спустя после смерти автора.
Трансцедентальный подход Кандинского к сущностям явлений и предметов, а также его «технология» цвета были знаменательным художественным прорывом ХХ века. Абстракционизм вырос в самостоятельное течение, эволюционировал, расширился, и сегодня стал более практичным и менее мистическим, чем во времена Кандинского. Однако беспредметное искусство все еще пользуется широким спросом, и многие художники движением своей кисти вне формы и сюжета заставляют вибрировать тысячи душ зрителей.

Анна Бузинова

Рейтинг материала:
0
Your rating: None



Наверх