Афиша Санкт-ПетербургаЮрий Александров “Ширмы” в Anna Nova Art Gallery 13.01.2011 раздел: 0 комментариев
Галерея современного искусства Anna Nova Открытие выставки 21 января 19.00 Юрий Александров назвал свою новую выставку «Ширмы». Как оно и есть — выставлены складные, не очень-то ладные — чай, не краснодеревщик! — конструкции, на которые набивается холст, по которому художник и пишет. Вообще-то в словарях арго и в старых советских милицейских фильмах есть такой термин — ширмач. То есть тип, который отвлекает тебя каким-нибудь предметом или трюком — ширмой то есть, а в это время делает свои темные делишки. Александрову важны ширмы в их прямом предназначении — что-то ими отгораживать, даже — скрывать. Нечто подобное он проделывает уже давно с псевдонимами — прячется за какими-то несолидными именами и чуть ли не творческими коллективами. Ценит Александров в ширмах и возможность их складывать — как будто ничего и не было. Но и воровской термин к нему вполне применим: отгораживая своё, он вполне может стянуть чужое. При таких вредных привычках Александров — вполне себе культурный питерский иллюстратор. Более того, один из последних просвещенных наших иллюстраторов: вполне способный к концептуальным играм типа «Это — не трубка» Магритта-Фуко, он не может себе отказать и в старомодном щегольском эстетизме шрифтовых композиций. Потому — из-за тщательно скрываемого эстетства — и называю его иллюстратором, а не дизайнером. Итак, вот примерная структура образности Александрова. Некий реальный, даже бытовой импульс, для него важный и охотно акцентируемый в вербальном пересказе. Далее — что-то «из литературы», в то же время имеющее уже узнаваемую визуальную форму (апробированную в учебнике, пособии, иллюстрации и пр.) — например, мускусная крыса Чучундра «от Киплинга» из той же «Аркадии». Затем возможен новый акцент на реальности, всамделишности: на дне идиллической речки «из детства» затоплено всевозможное вооружение, оставшееся «от войны». И это — реалии дачных мест под Ленинградом времен нашего с художником детства. Но Александров не был бы Александровым, если бы не вывел ещё один план: «архитектура» захоронений всей этой военной техники отсылает к руинам Пуссена. Зачем столько ширм, перегородок, обманок? Для чего художник шифруется, заметает следы, нагромождает планы-опосредования? Значит, Александров из породы русских абсурдистов в их последовательности: юродивых, заумников, обэриутов, концептуалистов, медгерменевтов? Александр Боровский Картина больше не может быть «окном» — ни в «реальность», ни в «иные миры», ни в «переживание художника», ни в «смысловое пространство». Она не открывает нечто в своей «глубине», в иллюзорном «третьем измерении», а напротив, скрывает, заслоняет — становится ставнями на распахнутом некогда окне — становится ширмой. Хотя, возможно, ширма эта ничего не утаивает от нас, а прячет, оберегает от чего-то нас самих, «по эту сторону» кулис. И вместо желанной «глубины» — складки поверхности, которые не исчезают полностью, даже когда ширма расправлена. Юрий Александров Anna Nova Рейтинг материала:
|
|