Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Юрий Матвеевич Фельтен (1730-1801)

17.04.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В «Списке о состоящих в ведомстве Канцелярии строений архитекторов и мастеров с показанием от роду лет вступления в службу и оклада жалования» в 1766 году архитектору Юрию Фельтену «секунд майорскаго ранга» показано 36 лет, и в этом чине он значится с 1760 года (Рукописная заметка Петрова в бумагах Собко в Публичной библиотеке).
Отсюда следует, что он родился в 1730 году. Годом его смерти Н. Собко считал 1802-й (Русский биографический словарь, том «Фабер — Цявловский», с. 47), но его современник, ректор академии Акимов (1754—1814), говорит, что Фельтен умер в 1801 году (Краткое историческое известие о некоторых российских художниках // Северный вестник, 1804, кн. 3).

В произведениях Ринальди ясно отразилась та ожесточенная борьба, которая происходила во второй половине XVIII века между двумя враждебными течениями, между отходившим барокко и надвигавшимся классицизмом. В его искусстве не чувствуется решительности и убежденности, нет пламенной веры в единый идеал, а, напротив, всегда заметно колебание, точно он сегодня не знает, куда повернет завтра. То он весь под властью опьяняющего своеволия форм и линий, то вдруг становится суровым и даже мрачным. Западная Европа таких колебаний в конце века уже не знала, и там давно заглохли последние отзвуки барокко, потонувшие в волнах нового течения. В России еще долго, как зарница утихшей грозы, вспыхивали временами слабые от блески былой борьбы, но чаще и чаще появлялись люди, не знавшие колебаний. К таким принадлежал Фельтен. Сомнения углубили искусство Ринальди, творчество Фельтена — ясное, без теней, но и без яркого света, поэтому не столь рельефное. Легкое, изящное, но неглубокое, оно — искусство утренней зари, первые лучи занимающегося дня.

Сын «обер кухенмейстера» Петра Великого, Иоганна Фельтена, приехавшего в Петербург из Данцига еще в год основания столицы, Фельтен в 1743 году тринадцатилетним мальчиком уехал вместе с профессором Академии наук Крафтом в Тюбинген, где продолжал заниматься у него в университете математикой. Склонность к художествам заставила его вскоре приняться за изучение архитектуры, и в 1747—1748 годах мы видим его уже при строении Штутгартского замка, а в 1749-м он практикуется на постройках в Берлине. В 1750 году молодой архитектор вернулся в Петербург и поступил на службу в Академию наук «архитектурии гезелем». Здесь он обучается еще перспективе и скульптуре и продолжает архитектурные занятия под руководством своего родственника, архитектора академии и пре подавателя Шумахера. Получив от академии аттестат об успехах, он поступил в 1754 году к Растрелли, при котором «стал упражняться в архитектонических работах», и в следующем году обер-архитектор взял его к себе, выхлопотав ему ранг «за архитектора». Наконец, в 1760 году он произведен в архитекторы, и с этого времени быстро идет в гору ().

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх