Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Афиша Санкт-Петербурга

ИЛЬЯ ОРЛОВ. ПРОСЁЛОК. Живопись

21.02.2011 раздел: 0 комментариев

18 февраля - 15 марта 2011 г.

ПРОСЁЛОК

Живопись
куратор Станислав Савицкий

Эти пейзажи знакомы нам с детства. Эти ухабистые сельские дороги, заболоченные луга, перелески можно увидеть под Вышним Волочком, в Гатчине или воспетой Некрасовым в «Кому на Руси» деревне Неурожайка. Проселок петляет по полю, исчезая за горизонтом; рваная кайма леса отсекает пашню от неба; песчаный большак высвечивает тоннель в мрачной чаще. Родные угодья со времен передвижников навевали на художника светлую тоску бескрайних российских просторов и бесконечного пути. Пейзажи Ильи Орлова тоже погружают нас в меланхолическую созерцательность.
Правда, сегодня это русское народное чувство принято считать сложносочиненным. Его можно сравнивать с впечатлениями от работ Камиля Коро и Джона Констэбла или от прогулок среди пейзажных картин Павловского парка. О нем рассказывают холсты Валерия Кошлякова и Владимира Шинкарева. Оно созвучно размышлениям Мартина Хайдеггера из его эссе о проселке. Из чужих картин, идей, представлений складывается многослойный палимпсест.

По манере пейзажи Ильи Орлова такие же разные, как ассоциации, которые они вызывают. Часть из них – размытые потрескавшиеся картины с потеками краски; другие – черно-белые холсты, имитирующие контрастный рисунок тушью; рисунки на черной бумаге напоминают нерезкие кадры, снятые старой любительской кинокамерой. Это разнообразие создает стилистическую какофонию, однако перед нами не постмодернистская живопись. В этих изображениях нет беспечной игры цитатами и ассоциациями. В них также нет отстраненной рефлексии о связях художественного жеста с архивом культуры, подавляющим нас своей безграничностью и формальной систематичностью.
Пейзажи Ильи Орлова – это размышления о возможности пейзажа сегодня. Изображение ландшафта в наши дни, главным образом, обусловлено проблемами живописного языка. В данном случае язык – это не предел выразимости, но пространство взаимодействия с действительностью. Воображаемые пейзажи Ильи Орлова редко воспроизводят реальный ландшафт или его фотографию, они рождаются из фактуры старых ленфильмовских стендов. Туго натянутая на подрамнике, как кожа на барабане, ткань, на которой десятки раз писали объявления, афиши и инструкции, превращается в выразительный ландшафт. Краска идет трещинами, слои изображений проступают друг сквозь друга, в складках от заплаток угадывается рельеф. Художник часто пользуется подсказками материала, превращая в облачное небо розоватый развод, пробивающийся сквозь слои белого, или дорисовывая угловатый лес из паутины кракелюров.
Таким же образом создавались виды Обводного канала – дебютная выставка Ильи Орлова, прошедшая несколько лет назад в галерее “Navicula Artis”. Прежде чем стать художником, он был рок-музыкантом во времена «Тамтама» - одного из первых рок-клубов в городе. Затем работал журналистом – сначала на рок-радио «Катюша», позже на «Свободе» и «НТВ», учился в Смольном институте свободных искусств и наук. Несколько десятков видов набережной Обводного в районе газгольдеров и Балтийского вокзала, выставленные на Пушкинской 10, были выполнены на картоне из-под хозяйственных коробок. Используя фактуру грубой упаковки, художник добивался насыщенных пастельных цветов, делающих виды городских задворок ирреальными. Он умеет увидеть в заурядных вещах художественный материал, открыть в уродливых или безликих объектах особую выразительность.
Пейзажи, рождающиеся из конкретики материала, рассказывают о местах, которые художник считает родными. Он вырос в двух шагах от Обводного и ценит в Ленинграде-Петербурге старые укромные захолустные районы, а не парадный Невский. Проселки рисовались с левитановской тоской под впечатлением знаменитого эссе Хайдеггера. У всех этих картин есть одна общая тема – родина. С такими серьезными сюжетами современные живописцы, многие из которых вдохновляются успехом Тойменса или Нео Рауха, последние годы предпочитали дела не иметь. Недавние попытки изжить скептицизм и самоиронию в искусстве приводили либо к националистскому китчу Беляева-Гинтовта, либо к эффектной живописи Непокоренных, для которых экзистенциальные и социально-политические темы – один из элементов коммерции. Илья Орлов ищет новый реалистический язык, продолжая опыт метафизического пейзажа Владимира Шинкарева. Сквозь палимпсест его живописи просвечивает действительность нового лирического пейзажа.

Куратор проекта Станислав Савицкий

Рейтинг материала:
0
Your rating: None



Наверх