Петербург за 1 день Маршрут пешеходной экскурсии Петербург за 1 день. Часть 8: Исаакиевская площадь 02.10.2009 раздел: Экскурсии по Петербургу 0 комментариев
Исаакиевская площадьМы выходим на Исаакиевскую площадь, которую отделяет от Сенатской площади Исаакиевский собор, являющийся составной частью обоих архитектурных ансамблей. Это одно из самых известных и грандиозных сооружений Петербурга. Собор назван в честь святого Исаакия Далматского, в день поминовения которого по православному календарю (30 мая) родился основатель города Петр I. Музей-памятник «Исаакиевский собор»
Дом МятлевыхВыйдя из собора, направимся на саму Исаакиевскую площадь. Её нынешний вид формировался постепенно, с конца XVIII до начала XX в. Старейшим здесь является трехэтажное здание на углу с Почтамтской улицей (Исаакиевская пл., 9), построенное для камергера Льва
Нарышкина. Этот вельможа екатерининского двора отличался необыкновенным хлебосольством, страстью устраивать роскошные балы, маскарады и пикники, а также слыл одним из остроумнейших людей своего времени. Именно у него в этом доме гостили французский философ-просветитель Дени Дидро и известная писательница Жермена де Сталь. В последствие дом перешел во владение Мятлевых. После революции в этом доме был Государственный институт художественной культуры, в котором работали Малевич, Татлин, Филонов и другие творцы русского авангарда. На доме висит памятная доска, посвященная Малевичу – в виде черного квадрата, разумеется... Сейчас здесь расположена городская прокуратура. История строительства Исаакиевского собораПервая деревянная Исаакиевская церковь была построена ещё в 1710 г. С тех пор собор трижды перестраивался — каждый новый царь находил предыдущий вариант недостаточно гармонировавшим с парадным обликом столицы. Монументальное здание с массивным золоченым куполом, которое мы видим перед собой сейчас, было создано по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который в нужное время оказался в нужном месте и сумел правильно «презентовать» себя царю. Его строительство продолжалось 40 лет, с 1818 по 1858 г. Однако строительные леса с него долго не снимались, в те времена еще не существовало аренды клиновых лесов в спб, и городе родилась легенда, что дом Романовых падет, как только ремонт будет окончательно завершен и строительные леса с собора снимут. Выстроенный, как тогда говорили, недобросовестно, храм требовал постоянного ремонта и подновления. Исаакиевский собор не похож на традиционные православные храмы. Своим внешним обликом он скорее напоминает европейские церкви, а по размерам и богатству внутреннего убранства он сопоставим с величайшими соборами мира — Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. Исаакиевский собор — одно из самых больших купольных зданий в мире и второе по высоте архитектурное сооружение в Петербурге (его высота — 101,5 м). Вообще, рассказывая об этом соборе, невозможно обойтись без поражающих воображение цифр. Так, площадь собора превышает 10 тыс. кв. м. Он может вместить одновременно до 14 тысяч человек. На позолоту огромного купола (диаметром почти 22 м) было затрачено около 100 кг золота. Плафон этого купола, расписанный Карлом Брюлловым, имеет площадь в 800 кв. м. Снаружи храм украшают 112 монолитных гранитных колонн высотой 17 м и весом от 64 до 114 т. Колонны устанавливали на место при помощи оригинальной системы блоков и рычагов, модель которой представлена внутри собора. Об установке колонн газета «Северная пчела» писала: «Посредством самого простого механизма огромная масса гранита, скала под прекрасной наружностью, поднята и поставлена на место в один час. Мы смело можем сказать, что в Европе нет таких колонн из цельного гранита. Сей храм будет памятником, достойным России». Вообще, надо отметить, что собор строился в соответствии с самыми последними достижениями тогдашнего инженерного дела и до сих пор волнует воображение размахом строительных работ. Внутреннее убранство храма впечатляет изысканной пышностью и включает в себя около 350 статуй, скульптурных групп и рельефов, более 150 живописных произведений ведущих художников того времени (Шебуева, Брюллова, Бруни и др.), около 60 великолепных мозаичных работ русских мастеров. Для отделки интерьера собора использовано более 400 кг золота, 1000 т бронзы, 16 т малахита, более 50 кг лазурита и другие ценные минералы. Пол, стены и колонны покрыты разноцветными мраморами, фриз сделан из редкого по красоте камня — шокшинского порфира. Огромные двери из бронзы и дуба покрыты барельефами на библейские темы. Главный алтарь украшает редкий в православных храмах декоративный элемент — большой витраж, изображающий воскресшего Христа (его площадь более 28 кв. м). Исаакиевский собор сейчас — это не действующий храм, а музей-памятник. Хотя надо отметить, что несколько лет назад в соборе возобновились церковные службы по воскресеньям и в дни самых значительных православных праздников. Тем не менее основное время собор открыт именно как музей. Колоннада Исаакиевского собораИз рассказов местных экскурсоводов можно узнать историю строительства трех предыдущих Исаакиевских церквей, об основных этапах возведения нынешнего собора, увидеть макеты уникальных строительных лесов и купола. Желающие могут подняться по винтовой лестнице на колоннаду барабана под куполом собора, откуда открывается прекрасный вид на город. Подниматься придется пешком и высоко, а в одном месте даже протискиваться в довольно узкий проем. Людям с проблемами со здоровьем лучше не рисковать, остальным же очень рекомендуем — от открывающегося сверху вида захватывает дух! ПочтамтНеподалеку от бывшего дома Мятлева находится здание, от которого ведется отсчет всех расстояний Санкт-Петербурга, — Почтамт (Почтамтская ул., 9). Его можно узнать издалека по монументальной арке желтого цвета, перекинутой через улицу. Здание Почтамта с колоннами и портиком было выстроено при Екатерине II. На его первом этаже находился зал, где разбирали почту, а на остальных — квартиры почтовым служащих. Однако места не хватало и Почтамту отдали строение, расположенное на другой стороне улицы. В середине XIX в. оба здания были соединены крытой галереей в венецианском стиле. Почтамт действует и по сей день. Дом Лобанова-РостовскогоСлева от главного входа Исаакиевского собора архитектор Монферран построил огромный дом для известного богача и хлебосола князя Лобанова-Ростовского (Адмиралтейский пр., 12). Это монументальное здание с портиком выделяется своеобразной треугольной формой. Мраморные львы у его фасада описаны в поэме Пушкина «Медный всадник»: на одном из них Евгений пережидал страшное наводнение: Он очутился под столбами Позже в этом здании находились департаменты Военного министерства. Мариинский дворецС противоположной стороны Исаакиевская площадь ограничена Мариинским дворцом (Исаакиевская пл., 6). Этот дворец стал свадебным подарком императора Николая I старшей дочери Марии к её свадьбе. Он был выстроен на том месте, где до этого находилась школа гвардейских прапорщиков в которой учился Лермонтов. Сейчас в Мариинском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Здание до сих пор украшают изображения орденов и медалей, которыми был награжден Ленинград в советское время. Синий мостПеред Мариинским дворцом находится самый широкий в городе (почти 100 м) Синий мост через Мойку, получивший название от первоначального деревянного моста, который был выкрашен в синий цвет (сейчас у него синие перила). Всего через Мойку в свое время было перекинуто четыре «цветных» моста – Желтый (ныне Певческий), Зеленый, Красный и Синий. Во времена крепостного права на Синем мосту находился настоящий невольничий рынок — тут продавали крепостных. Памятник императору Николаю IВ 1859 г. в центре Исаакиевской площади был открыт памятник императору Николаю I, сооруженный по проекту все того же Огюста Монферрана. Модель статуи была исполнена известным скульптором Петром Клодтом, он же руководил её отливкой из бронзы. Массивная шестиметровая конная группа искусно поставлена всего на две точки опоры, которыми служат задние ноги коня, однако лишена монументальности и величия Медного всадника. Постамент из гранита, порфира и мрамора украшают четыре барельефа, иллюстрирующие важные события Николаевской эпохи, и четыре аллегорические женские фигуры – Вера, Правосудие, Сила и Мудрость. Говорили, что их лица напоминают жену и трех дочерей самого царя. Современники обращали внимание и на то, что конные памятники Николаю и Петру I стоят на одной линии и обращены в одну сторону, так что создавалось впечатление, что Николай безуспешно пытается догнать великого прапрадеда. Пересекающая Исаакиевскую площадь Большая Морская улица была вы мощена «торцами» (деревянными шашечками), которые перестали существовать после сильнейшего наводнения 1924 г. Убедиться, как высоко поднялась тогда вода, очень легко: рядом с Синим мостом на правом берегу Мойки в набережную врезан водомерный гранит ный столб с трезубцем Нептуна, на котором отмечены уровни подъема воды во время самых значительны» наводнений в истории города. Здание Германского посольстваВ 1912 г. по проекту немецкого архитектора Беренса было возведено, но мощное неоклассическое гранитное здание германского посольства (Исаакиевская пл., 11). Раньше его крышу украшала огромная скульптурная группа, изображавшая двух тевтонских воинов с могучими конями. В 1914 г., в день объявления войны с Германией, она была сброшена вниз разбушевавшейся толпой, в порыве патриотических чувств разгромившей германское посольство. Вообще, с самого начала здание немецкого посольства воспринималось в городе в штыки. Украшающие его колонны и небольшие балконы между ними горожане между собой сравнивали с сосисками и пивными кружками. Сейчас здание занимает управление Министерства юстиции по Северо-Западному федеральному округу. Гостиница «Астория»На другой стороне примерно в одно время с немецким посольством по проекту известного мастера стиля модерн Федора Лидваля была выстроена гостиница «Астория» (Большая Морская ул., 39), вскоре получившая славу одной из лучших и самых современных в городе. До сих пор в городе бытует легенда, что именно в этой гостинице фашисты собирались устроить торжественный банкет по случаю взятия города. Обратите внимание, что, несмотря на необходимость максимального использования предоставленного для строительства участка, в угловой части здания — только один этаж, а выше угол срезан. Это было сделано по требованию Академии художеств, «чтобы будущее здание не заслоняло собой вида с Морской улицы на Исаакиевский собор. Гостиница «Англетер»Соседний с «Асторией» дом принадлежал гостинице «Англетер», в которой в декабре 1925 г. трагическим и загадочным образом оборвалась жизнь поэта Сергея Есенина. В настоящее время перестроенный «Англетер» является частью гостиничного комплекса «Астории». На его фасаде со стороны Малой Морской улицы есть мемориальная доска, посвященная Есенину. См. также: Рейтинг материала:
Tweet |
|