Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

В. Баженов

Баженов. Обучение ремеслу архитектора

01.03.2019 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Пока преподавание в академии не успело еще наладиться, Баженова отдали временно в ученики Чевакинскому, доканчивавшему тогда собор Николы Морского. С приездом Деламота он поступил к нему в класс и вскоре оказал такие успехи, что по ходатайству Кокоринова сенатским указом 1 мая 1760 года он назначен «архитектурии помощником в ранге прапорщика» и определен к Растрелли. 9 сентября того же года, по новому представлению Кокоринова, он отправлен вместе с живописцем Лосенко в Париж, где около двух лет занимался обучением у вернувшегося незадолго перед тем из Италии де Вальи, и в 1762 году блестяще выдержал экзамен в Парижской академии, давшей ему диплом архитектора (Он должен был бы получить «Римский приз», если бы был француз, но в качестве иностранца имел право только на диплом, который ему и выдали за подписью академиков Леруа, Суффло и Габриеля (Митрополит Евгений. Словарь русских светских писателей.— М., 1845, изд. Москвитянина, т. 1, с. 8).
Обучение за границей стоило недешево, далеко не всем это было доступно. В те времена обучение с трудоустройством в СПб также являлось обычной практикой - часто эти два процесса шли паралллельно, и обучение архитектора предполагало дальнейшее трудоустройство.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Василий Иванович Баженов (1737—1799)

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Новое архитектурное течение вливалось в русское искусство тремя руслами, имевшими своими источниками Францию, Италию и Германию. Французское понимание возрождавшегося классицизма привез в Россию Деламот, итальянское освещение тех же идей дал Ринальди, а их немецкий пересказ мы видим у Фельтена. Деламот был для Франции третьей четверти XVIII века художником уже несколько запоздалым и старомодным, что он чувствовал и сам.

Чтобы не слишком отставать от своих парижских сверстников, он дважды ездил из Петербурга на родину, пробыв там в первый раз восемь месяцев, а во второй почти целый год. В последнюю поездку он видел в Париже несколько десятков особняков, выстроенных молодыми архитекторами, недавно вернувшимися из Рима. Целая пропасть отделяла все эти «храмы Терпсихоры» и павильоны-дворцы королевских фавориток от искусства школы Габриеля, к которой принадлежал и Деламот. «Новый дух» едва ли, однако, пришелся ему по вкусу, и модные постройки молодежи казались пустым кувырканьем и кривляньем. Он вернулся в Россию почти с тем же, с чем уехал, и остался верен традициям Блонделя и Габриеля.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Баженов. Возвращение в Петербург

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Возвращение Баженова было его настоящим триумфом. Профессор двух знатнейших иностранных академий и член третьей, он выставил в академии целую серию своих проектов, произведших впечатление не только среди его бывших товарищей и профессоров, но и в светском обществе (Воспитатель великого князя Павла Петровича Порошин отмечает в своих записках 21 сентября 1765 года: «...смотрели чертежи нововыезжавшего из чужих краев нашего архитектора г. Баженова кои подлинно хорошо расположены и от всех присутствовавших во многом числе дам и кавалеров общую похвалу получили» (Записки Семена Порошина, с. 442).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Баженов. Каменноостровский дворец

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Каменноостровский дворец

Каменноостровский дворец

Каменноостровский дворец сохранился снаружи почти без изменении. Несмотря на свой строгий классический облик, классичность его недалека еще от деламотовской, приближаясь своей итальянской дорикой скорее к Палладио, нежели к развалинам Рима и Греции. Внутри дворец неоднократно перестраивался, и от Баженова здесь остался разве только общий план здания да идея большого зала с закругленными углами (Надо заметить, что Баженов только начал дворец, доведя его, кажется, до крыши, продолжалась же постройка под наблюдением другого архитектора, так как ему
вскоре пришлось ехать в Москву.
Этим только можно объяснить некоторую неизысканность пропорций в деталях). Зато полностью сохранились баженовские ворота дворца с типичными для него — как мы увидим в Москве — овальными медальонами, убранными свесившимися гирляндами. На картине Семена Щедрина, писанной им в конце XVIII века и гравированной Ухтомским, эти ворота совершенно те же, что и теперь.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Баженов. Строительство Арсенала

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Старый Арсенал

Старый Арсенал

В то время в конце Литейной улицы, на месте нынешнего Окружного суда, стояло старое деревянное здание Арсенала, очень невзрачного вида. Императрица велела его разобрать и подарила это место графу Орлову. Последний задумал выстроить на свои средства новый каменный Арсенал с тем, чтобы поднести его государыне. Постройку нового здания он поручил Баженову, который закончил ее к началу лета 1769 года (К сожалению, нам не удалось разыскать подлинных документов о постройке Арсенала. Некоторые приемы до такой степени близки к Деламотовским, что нам кажется очень вероятным участие этого мастера в разработке проекта здания).

Открытие Арсенала — Старого арсенала, как его стали называть после постройки в 1808 году напротив него Нового арсенала,— происходило 5 нюня 1769 года в присутствии императрицы, подробно осматривавшей здание (Камер-фурьерский журнал, 1769, 5 июня). В феврале 1769 года Баженов достраивал уже его, вернувшись из Москвы (Петров П. И. В. И. Баженов // Русский биографический словарь, т. 2, с. 407). Пушкарев дает неверное сведение о постройке Арсенала в 1770 году, причем сообщает, что старое деревянное строение было разобрано в 1768-м (Пушкарев И. И. Описание Санктпетербурга, ч. 2, с. 36). Очевидно, и последнюю дату надо отодвинуть на год или, вернее, на два назад и принять за начало баженовской постройки 1766 год, тем более что в феврале 1767-го он вновь был отправлен «для казенных артиллерийских надобностей» в Москву).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Баженов. Смольный институт

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Вскоре императрица доставила ему случай показать весь блеск своего таланта, поручив составить проект задуманного ею Института для благородных девиц при Смольном монастыре, получившего позже название Смольного института. Баженов представил ей вскоре грандиозную по замыслу композицию, к сожалению по неизвестным причинам не осуществленную и оставшуюся только в чертежах.
Уже один план этого гигантского сооружения является настоящим шедевром по остроумию и неисчерпаемой изобретательности, с какими здесь выкроены и скомбинированы все эти разнообразнейшие формы комнат — круглые, овальные, квадратные, восьмиугольные и т. д. (План этот сочинен уже в духе композиций Пейра и ясно говорит о влиянии на Баженова французской молодой школы).

Bajenov_Smolny_45.jpg

Смольный институт, фрагмент

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Баженов. Московский Кремлевский дворец

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1769 году, после окончания Арсенала, Баженов был уже всецело поглощен новым поручением, возложенным на него императрицей,— проектом перестройки Московского Кремлевского дворца. Верный себе, он из простой перестройки создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля одним сплошным дворцом, внутри кото-рого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим.

Необычайность размаха и его невиданная дерзость увлекли Екатерину, и в том же, 1769 году Баженов приступил к разработке проекта и к сооружению модели. Ему, однако, не суждено было выстроить дворец, так как он несколько лет провозился с моделью и еще несколько лет со сломкой разных кремлевских зданий, а между тем императрица успела охладеть к этому проекту, требовавшему к тому же больше ста миллионов рублей для своего осуществления, и Баженову было в один прекрасный день велено прекратить все работы и начать постройку дворца в Царицыне. Через несколько лет его отстранили и от царицынских построек и даже снесли выстроенный им большой дворец, поручив постройку нового Казакову. Какой-то злой рок тяготел над всеми предприятиями гениального прожектера.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Баженов. Михайловский замок

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В Петербурге есть здание, в постройке которого Баженов принимал близкое участие. Это Михайловский замок, романтический дворец императора Павла. Существуют данные, заставляющие признать, что именно Баженов был автором первоначального проекта замка. Вдохновенный фантаст, безжалостно гонимый судьбой, мечтавший создать в Москве невиданную архитектурную поэму, ухлопавший на нее лучшие годы жизни и затем жестоко устраненный и чудовищно забытый, он вновь, казалось, нашел в Павле императора, готового увлечься шириной и размахом его замыслов. Счастье шло ему навстречу, и вот он вновь в своей сфере и вновь создает грандиозный проект. Но судьба посмеялась над ним на этот раз так жестоко, как никогда: его проект отдали переделывать другому, и из первоначальной композиции была удержана, быть может, только общая идея плана замка и кое-какие подробности.

Считать Баженова автором существующего поныне здания никак нельзя, но не совсем прав был и Бренна, когда в выпущенном им два года спустя после смерти Баженова издании чертежей замка поставил только свое имя, не упомянув об участии Баженова (Особенно сильно чувствуется баженовская рука в двух павильонах, стоящих перед замком, ближе к Невскому. Они, как и весь замок, строились после утверждения Павлом переделанных проектов, под руководством Бренны, как об этом свидетельствуют архивные документы, но для нас слишком очевиден баженовский характер их архитектуры, чтобы придавать этому свидетельству решающее значение).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Баженов. Малоизвестные постройки

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Баженов принимал участие в перестройке дворца в Гатчине и наблюдал за перестройкой дворцовых покоев в Павловске (Баженову приписывается во всех биографиях постройка Гатчинского и Павловского дворцов, что совершенно неверно. Ему же приписывают еще постройку скучного и не имеющего никакого художественного значения инвалидного дома на Каменном острове, первого экзерцнргауза подле Зимнего дворца (позже уничтоженного), каменного корабельного сарая с двухэтажными мастерскими внутри Главного Адмиралтейства, нескольких училищ, мясных, провиантских и сухарных магазинов в Кронштадте, с печами собственного изобретения, и нескольких казарм для морских служителей там же (Русский биографический словарь, ч. 2, с. 408). Почти все эти здания или погибли, или были перестроены, поэтому мы ничего не можем о них сказать).

Назначенный вице-президентом академии, Баженов принялся с обычным своим увлечением за реорганизацию этого учреждения, пришедшего во время бесконечной болезни одряхлевшего Бецкого в полное расстройство. Он подал государю обстоятельную записку, в которой предлагал ряд мер для поднятия упавшего шуваловского детища на прежнюю высоту (Петров П. И. Сборник материалов, ч. 1, с. 401—407. Перед назначением в академию Баженов был занят русским переводом Витрувия по французскому изданию, с примечаниями Перро. Между 1790 и 1797 годами он выпустил десять частей под общим названием «Об архитектуре», пополнив французское издание новыми примечаниями и чертежами).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Баженов. Смерть архитектора

13.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Но судьбе угодно было еще раз оборвать в самом разгаре новое и последнее увлечение этого неисправимого энтузиаста: 2 августа 1799 года Баженов умер от разрыва сердца (Один только Казаков успел прислать несколько альбомов чертежей московских зданий, смятых с натуры под его наблюдением. Чертежи эта являются драгоценнейшим и часто единственным материалом для воссоздания облика Москвы в XVIII веке.). Беспокойный, вечно мятущийся дух, великий и немощный в одно и то же время, то смелый и дерзкий, восходящий на головокружительные высоты, то вдруг бессильный, сгибающийся под тяжестью ноши, то вздымаемый прихотью судьбы на вершины славы, то стремглав летящий вниз, униженный, осмеянный, забытый — это ли не подлинный герой ненаписанной еще трагедии большого стиля!

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх