Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Валлен-Деламот

Кокоринов и Деламот

18.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В России первый намек на поворот к классицизму мы замечаем только в 1750-х годах. Это было, пожалуй, не столько определенным движением в сторону классики, сколько смутным и робким желанием уйти куда-нибудь от форм барокко. Осенью 1749 года императрица Елизавета, во время пребывания в Москве, приблизила к себе молодого пажа И. И. Шувалова, который с этого времени быстро пошел в гору и вскоре стал первым лицом при дворе. Несмотря на свои юные годы, он был одним из образованнейших людей своего времени, говорил по-французски, по-немецки и по-итальянски, преклонялся перед западной культурой и следил за новинками в европейской литературе и искусстве, переписываясь впоследствии с Гельвецием, Вольтером и различными художниками. Европеец с головы до ног, друживший в Петербурге со всеми интересными иностранцами, бывавшими там в то время, Шувалов не мог не знать о том движении в сторону возрождения классических идеалов, которое тогда замечалось во всей Европе.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Валлен-Деламот. Фасад Академии художеств

27.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Давно было известно, что главный фасад Академии художеств принадлежит не Кокоринову, а Валлен-Деламоту, приехавшему в Петербург по вызову Шувалова и занявшему с сентября 1759 года должность профессора архитектуры в академии (Президент А. Н. Оленин, вступивший в управление академией в 1817 году и знавший многих участников постройки здания, говорит о его архитекторах следующее: «Вслед за Всемилостивейшим пожалованием выше сего упомянутых Привилегии, Устава и Штата, приступлено было в 1765 году к построению великолепного и огромного здания сей Академии, по проекту и плану тогдашнего Директора оной, г. Архитектора Кокоринова. Лицевая сторона ей Академии была расположена по чертежу бывшего тогда здесь Французского Архитектора Ламота» (Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств.— Спб., 1829).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (1729 - 1800)

27.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (род. в 1729 году в Ангулеме, ум. там же 17 апреля 1800 года) был приглашен Шуваловым в качестве профессора академии летом 1759 года и с осени этого года уже вступил в число преподавателей (Архив Академии художеств, 166/1775 г., л. 1—2, Рукописная заметка Петрова в бумагах Н. П. Собко в Публичной библиотеке. Старинное правописание de La Mothe давно уже во Франции заменено слитным Delamotte, которого придерживаемся в дальнейшем и мы). Подписанный им проект Петербургской академии заинтересовал бывшего на выставке великого князя Владимира Александровича, который купил его у наследников знаменитого зодчего и подарил Академии художеств. Для тех, кто видел проект, не оставалось уже сомнения в том, что строителем академии был Деламот, и имя Кокоринова казалось пристегнутым сюда по какому-то недоразумению. Однако тщательное изучение всех документов по постройке этого загадочного здания, хранящихся в архиве академии, вполне подтверждает старинные предания, приписывающие Кокоринову крупную роль в постройке академии. И Левицкий был прав, когда на своем великолепном портрете изобразил его с планом академического здания.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Академия художеств. Где кончается в здании академии Кокоринов и где начинается Деламот

12.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Что касается архитектурных форм академии, то проект главного фасада Деламота не был осуществлен полностью, и в натуре приставные колонны на крыльях, соединяющих центр с боковыми выступами, заменены пилястрами. Торцы боковых павильонов, сильно выступающие у Деламота и снабженные колоннами, в натуре также не существуют, и слабые ризалиты убраны пилястрами. Вернее всего, что Кокоринов воспользовался приемами блонделевского фасада, общая идея которого сохранена и сейчас, но Деламот решил его классичнее, придав зданию недостававшую ему торжественность. Система трех этажей — рустованного нижнего и объединенных одним ордером двух верхних — взята целиком у Блонделя, изменены только пропорции. Особенно близки окна среднего этажа. Главный фасад почти повторяет приемы, которые мы видим в других постройках Деламота, особенно в его Эрмитаже. В остальном академия мало напоминает его архитектуру, и всюду чувствуется другая, более примитивная рука. Не надо при этом забывать, что здание академии штукатурилось уже в самом конце XVIII века, а частью даже в начале XIX и много деталей могло быть внесено тогда.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Валлен-Деламот. Другие постройки мастера в Петербурге и вне его

12.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Кокоринов, всецело поглощенный постройкой своего любимого детища — академии, не строил больше ничего, Деламот же, напротив, строил много как в Петербурге, так и вне его. В 1762 году он выстроил в Москве не существующее ныне здание Коллегии иностранных дел, стоявшее в Кремле подле Военной коллегии, близ теперешнего здания Оружейной палаты, подле арки. В 1764—1767 годах он построил Эрмитаж — то прелестное здание, которое примыкает к Зимнему дворцу, не посредственно следуя за ним по набережной (Пушкарев И. //. Описание Санктпетербурга, ч. 1, с. 329. Георги ошибочно приписал постройку Старого Эрмитажа Фельтену, строившему соседнее с ним здание— Новый Эрмитаж и отвечавший ему на Миллионной Шепелевский дворец, а также висячие сады Эрмитажа).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Валлен-Деламот. Постройки в городе Почепе Черниговской губернии

09.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1765—1771 годах по проекту Деламота была сооружена в городе Почепе Черниговской губернии для гетмана Разумовского изящная церковь, сохранившаяся до сих пор без изменения (Горностаев Ф. Ф. Строительство графов Разумовских в Черниговщнне, с. 26. Авторство Деламота следует из надписей XVIII века, свидетельствующих, что храм и дворец в Почепе строились местным архитектором Яновским по проекту Деламота).
По плану она представляет тот же латинский крест, что и петербургская католическая, только концы его закруглены. В ее формах, особенно в изогнутых углах главного, центрального массива, чувствуется также ясное тяготение к барокко, как видно оно и в многочисленных раскреповках. Но самая барочная часть храма — его иконостас, выдержанный еще всецело в традициях Растрелли. Иконостас делался в Петербурге, и стойкие церковные предания долго еще держались за излюбленный старый тип декорации. Все его детали прорисованы необыкновенно тонко и с большой любовью.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Валлен-Деламот. Постройка Гостиного двора на Невском и дворца графа И. Г. Чернышева

09.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1760-х годах Деламот был занят еще достройкой Гостиного двора на Невском, начатого в 1759 году по проекту Растрелли, но потом приостановленного. Деламот продолжал постройку уже по своему проекту, составленному им в 1761 году и сохранившему только число его арок, так как фундаменты были уже выведены (122 мая 1761 года И. И. Шувалов испросил высочайшее повеление на достройку Гостиного двора по чертежам Валлен-Деламота (Петров /7. И. Историй С. Петербурга, с. 598). Во второй половине XIX века декорация Гостиного двора была значительно изменена, сообразно вкусам времени, и о прежних спокойных формах здания дает представление только северо-западный угол его, сохранившийся без особенных перемен. Только все профиля «смазаны» от частых окрасок и срезаны базы колонн. Необыкновенное сходство в обработке закругленных углов Гостиного двора и Новой Голландии заставляет приписать Деламоту и эту постройку. Новая Голландия сооружена в 1765 году, и мы тщетно будем искать среди петербургских архитекторов этого времени другого мастера, который решил бы эту задачу именно так, как она решена здесь. Особенно блестяща композиция главных ворот Новой Голландии. Эта прекрасная арка — одна из самых вдохновительных архитектурных затей, сохранившихся от старого Петербурга.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Валлен-Деламот. Отъезд из России

09.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Деламот дважды совершал длительные поездки за границу, по его словам, «предпринятые для пользы и усовершенствования в своем искусстве» (Архив Академии художеств, 16/1775 г. В первый раз он уехал в августе 1766-го и вернулся в марте 1767 года (л. 3), во второй раз он выехал в декабре 1773-го и вернулся только в сентябре 1774 года (л. 28, 31, 32). В начале 1775 года он подал прошение об увольнении.
Не рассчитывая более на значительные работы при дворе, так как вкусы императрицы к тому времени уже ясно определились, он предпочел уехать из России, предложив академии, в виде отплаты за пенсию, наблюдать за русскими пенсионерами в Париже. 6 апреля 1775 года он был уволен и, поселившись на своей родине в Ангулеме, стал аккуратно исполнять различные поручения академии и посылать отчеты о заграничных пенсионерах.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Арка Новой Голландии

13.05.2011 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

Проект монументальной арки над Мойкой выполнил Ж.-Б. Валлен-Деламот. По сторонам арки были сооружены корпуса высотой от 17 метров (для хранения самых длинных бревен) до 13 метров (для бревен меньших размеров).
Арка Новой Голландии – одно из самых впечатляющих, проникнуты романтикой сооружений в городе на Неве. Величавы стоящие попарно, по обеим сторонам арки, мощные мадонны тосканского ордера, составленные из гранитных блоков красного оттенка. Из гранита выполнены базы и капители колони. Между колоннами - строгого рисунка ниши, декорированные наличниками и гирляндами, высеченными из пудостского камня. Из итого же материала создано оформление круглых медальонов над нишами.
Полуциркульная арка, строго украшенная триглифами и изящной гирляндой, опирается на малые гранитные колонны, стоящие на берегах канала, ведущего внутрь острова. Любуясь этими декоративными сооружениями, трудно представить себе, какую силу сопротивления проявляла арка, сдерживая колоссальный вес гигантских бревен, которые наваливались на нее с обеих сторон кирпичных корпусов, примыкающих к каналу.
Арка отражается, словно колышется в тихой воде древней Мойки, и рождается ощущение, что вот-вот послышится скрип уключин, и из протока ведущего в глубь Новой Голландии, дружно наваливаясь на весла, выйдут гребцы на петровской галере...

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Устройство Новой Голландии

13.05.2011 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

К тону времени уже не было в живых Ивана Коробова, в строительные работы в Новой Голландии были поручены Савве Чевакинскому. 4 февраля 1752 г Чевакинский подал в Адмиралтейскую контору предварительные общие планы сооружения новых складов, а также смету на рабочую силу и строительные материалы. Долго тянулось дело, лишь 27 октября 1763 года Адмиралтейств-коллегия решила возобновить строительство сараев в Новой Голландии и поручить Чевакинскому разработать проекты построек. Для архитектурного оформления фасадов пригласили Ж.-Б. Валлен-Деламота.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх