Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

А. Ринальди

Паркеты Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В комнатах второго этажа главного корпуса дворца хранились и паркеты Ринальди.

В Гатчинском дворце, как и в Китайском, композиция паркетов обычно состояла из двух частей. Однако надо отметить, что в Гатчинском дворце она была менее четко выявлена. Этому способствовало в немалой степени цветовое решение паркета. Если в ряде комнат Китайского дворца предельно четко выявлена двухчастная схема паркета» в цвете — в Овальном зале, в Сиреневой и Голубой гостиных, то в Гатчинском дворце схема эта не так ясно читается именно благодаря цветовому решению. В паркете Овального будуара сложный, изломанного контура центральный медальон не выделен цветом. Составленный в основном из завитков стилизованного растительного орнамента, он как бы растворен в общей кружевной сетке изысканного и свободного рисунка паркета.

Санкт-Петербург, 2014

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Мемориальные памятники Ринальди

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Среди чертежей отдела рисунка Государственного Эрмитажа обращает на себя внимание принадлежащий Ринальди проект торжественной Триумфальной арки. Г. Г. Гримм, не связывая этот проект с Орловскими воротами, высказал суждение о том, что эта арка, возможно, предполагалась для установки где-либо в Екатерининском парке Царского Села. Но, может быть, этот проект скорее следует рассматривать как еще один вариант Орловских ворот? В нем встречаются декоративные элементы (овальные венки, гирлянды, и особенно арматура), известные нам по другому памятнику Ринальди, связанному также с именем Орлова, — Мраморному дворцу. Представляется возможным, что использование одинаковых декоративных элементов было продиктовано желанием Ринальди объединить общей художественной тональностью сооружения, связанные одним и тем же адресом.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Переустройство парадных залов Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

К 1796 году были закончены работы по переустройству парадных залов дворца. При этом в некоторые помещения вносятся незначительные изменения, не исказившие замысла Ринальди. На месте же других помещений создаются новые интерьеры. Работа эта была выполнена архитектором В. Бренной. Не исключено участие в этих работах и В. Баженова. Исследователь Гатчины Л. К. Абрамов считает, что именно Баженов «с присущей ему широтой подхода к решению задачи... предложил обширную программу не только по частичному переустройству отдельных помещений, но и включил в план создание совершенно новых интерьеров. Этим объясняется то обстоятельство, что от отделки ряда помещений дворца орловского периода ничего не сохранилось».

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Произведения Ринальди – творчество переходного периода

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В переходные периоды, подобные эпохе раннего классицизма, подлинные таланты создавали произведения исключительной художественной ценности. Таким художником был, бесспорно, Ринальди. Он отходит от основных принципов барокко, но, прокладывая пути к строгому классицизму, еще тесно связан с предыдущей архитектурной эпохой.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Гатчинский парк

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

«Суровое и строгое здание, превратившееся в свою собственную фантасмагорию, в свой мираж, исполнено непередаваемого очарования, оно кажется воспоминанием о самом себе, оно окружено задумчивостью прошлого. И в необыкновенной гармонии с этим замечательным зданием находится Гатчинский парк», — писал А. В. Луначарский. И действительно, необычный и своеобразный дворец, сооруженный из серого камня, прекрасно сочетается с окружающей его природой — лесами, озерами.

За его центральным корпусом раскинулся пейзажный парк, в создании которого разграничиваются два периода. Первый период охватывает 1766—1783 годы. Это время постройки замка-дворца, и создания по существу усадьбы с обширным зверинцем, центральная часть которого была превращена в парк — один из самых ранних пейзажных парков России. Во второй период, в 1783 — 1801 годах, перестраивается дворец, дальнейшее развитие получает пейзажный парк. В это же время появляются участки с регулярной планировкой, что, однако, не нарушило стилистического единства всего ансамбля Парка.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Интерьеры, созданные Ринальди

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Всем интерьерам работы Ринальди в равной степени присущи черты переходного времени. Если в композиции ряда залов Гатчинского и Мраморного дворцов введен ордер, то он имеется и в Овальном зале Китайского дворца, и в проектах парадных залов, относящихся к разным годам. Черты рококо и обилие декоративных приемов и средств также характерны для интерьеров Ринальди, созданных на протяжении всего его творческого пути. В одних они, в соответствии с назначением помещения, достигали полноты своего звучания, в других носили более камерный характер. Даже характерная для орнаментики Ринальди деталь, так называемый «цветок Ринальди», как контрапункт в музыке, проходит в оформлении Гатчинского и Мраморного дворцов и «расцветает» на фасаде костела св. Екатерины, к достройке которого Ринальди приступил в 1775 году.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Восьмигранный колодец и Колонна орла

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Своеобразной геологической особенностью Ижорской возвышенности, на которой расположена Гатчина, является наличие многочисленных ключей. Один из источников на территории Гатчины выходит на поверхность недалеко от Собственного сада и Серебряного озера, в которое по подземной трубе стекает его прозрачная вода. Этот бьющий из земли родник, образующий небольшой бассейн, заключен в восьмигранную каменную оправу. Его верхнее профилированное ребро было сделано сразу же из гранита. Стенки же бассейна-колодца были первоначально выполнены из пудожского камня, и лишь во время ремонтных работ XIX века пудожская плита была заменена массивными гранитными блоками.

Уже в конце XVIII века колодец был центром красиво уголка парка, вокруг которого была создана площадка, обсаженная кустарником. Со стороны Карпина пруда тогда ж была устроена каменная лестница, дошедшая до наших дней.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Ринальди. Связь архитектурного сооружения с природой

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Одной из характерных черт русской архитектуры была органическая связь архитектурного сооружения с природой.

Умело вписать здание в окружающую среду, сохраняя свободу замысла, — это та традиция, которой надо следовать. Именно архитектура сооружений, созданных Ринальди, органически слитая с природным окружением, придает ему особую значимость.

Ринальди решал парадные интерьеры по принципу анфилад, которые были необходимы во дворцах, где проходили приемы и празднества. Но анфилады во дворцах Ринальди не создавали впечатления бесконечной галереи, столь характерной для дворцов барокко. Не стремился зодчий и к полному единству внутреннего декоративного убранства здания. Каждый зал его анфилад имел свой, неповторимый облик, соответствовавший функциональному назначению. Парадные залы в произведениях Ринальди при всей насыщенности декоративными элементами подкупали своей строгостью и простотой.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Сооружение террасы-пристани Голландского сада

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

До наших дней привлекают внимание красиво отделанные откосы террас Голландского сада. Клены, расположенные вдоль террас Верхнего сада, которые осенью создают яркий убор этой части парка, были посажены в XIX веке. В XVIII же веке на террасах стояли ряды штамбовых деревьев. Возможно, что композиция возвышающихся друг над другом террас была задумана Ринальди. Подтверждением этого суждения может быть работа Ринальди по созданию парка при дворце Петра III в Ораниенбауме, в котором Ринальди использовал аналогичные приемы композиции, характерные для итальянских парков.

В 1790 — 1792 годах на берегу Длинного острова на одной оси с дворцом была сооружена терраса и парадная пристань. Стены пристани, выполненные из пудожского камня, поднимаются из кристально прозрачного Белого озера. Две широкие лестницы, по тридцать две ступени каждая, охватывая стены по краям, пологими маршами спускаются к воде. Балюстрада пристани украшена четырьмя мраморными статуями, восемнадцатью вазами из пудожского камня, а у ступеней, ведущих на террасу, со стороны сада, поставлены два каменных льва.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Паркеты Ринальди

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В мировом декоративном искусстве русскому художественному паркету XVIII—XIX веков принадлежит одно из первых мест. Он оригинален как по форме, так и по технике исполнения. Значительный интерес представляют паркеты, сделанные по рисункам Ринальди. Нам известно более сорока ринальдиевских паркетов. В их композиционном строе нашли свое определенное выражение черты стиля рококо. Это проявилось и в преобладании множества длинных и коротких изогнутых линий, и в мягких переходах тонов, и в том, что композиция многих паркетов построена по схеме эллипса. И все же в рисунках ринальдиевских паркетов заметны уже переходные черты. Для их орнаментики характерна как бы замкнутая в себе и более уравновешенная динамика, чем в безоговорочно рокайльных произведениях. При всем разнообразии и живописности этим паркетам уже присуща ясная, классицистическая композиционная система, в основу которой положен принцип симметрии.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх