Академия художествКокоринов. Основание Академии художеств 11.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
При Петре Великом обучение «художествам» было сосредоточено в архитектурной школе, открытой при Канцелярии строений, и в рисовальной школе, заведенной по приказанию государя при Петербургской типографии, которая находилась под ведением энергичного «цейх-директора» Аврамова. Под влиянием Лейбница Петр задумал учредить в Петербурге академию, которую в 1718 году он представлял себе как Академию наук и художеств. В 1724 году Блюментрост представил государю доклад об учреждении академии, в котором говорил: «К расположению художеств и наук употребляются обычно два здания: первый образ называется универзитет, второй — академиа, или социетет художеств и наук». Доклад был утвержден, и началась переписка о вызове ученых художников из чужих стран. Петру не довелось дожить до открытия деятельности академии, и, открытая при Екатерине I, она стала правильно функционировать лишь при Анне Иоанновне. Заслуги академии в деле русских художеств огромны, но самое сочетание «наук и художеств» в одном учреждении неминуемо должно было тормозить как науки, так и художества, ибо ни первые, ни вторые не могли чувствовать себя в академии хозяевами. В проекте устава Академии наук, написанном при императрице Анне, предусмотрено, например, и преподавание рисования, но сделана характерная оговорка о том, что это «художество ученым, хотя немногую пользу приносит, однакож великим есть украшением». Основание в С-Петербурге Академии художеств 27.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
В ноябре 1757 года Шувалов вошел в Сенат с представлением о необходимости открыть в Петербурге Академию художеств. «Мы здесь художеств почти не имеем,— говорит Шувалов в этой замечательной записке,— ибо нет ни одного национальнаго искуснаго художника притчина та что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению не имев никакого начала как в иностранных языках так и в основании некоторых наук необходимых к художествам и тем теряя одно время только одной практикой делают то что видят. Многие на большом иждивении содержащийся здесь искусные художники нетокмо кого выучили но ни порядочнаго начала дали извиняясь сами на неспособность учащихся». Шувалов рекомендовал взять из Московского университета молодых людей, более склонных к художествам, чем к наукам, и перевести их в новую академию. 10 ноября 1757 года Сенат издал указ: «...означенную академию художеств здесь всанктпетербурге учредить» (Копия-вариант с подлинной записки, представленной Сенату (Архив Имп. Академии художеств, 1/1757 г.). В начале 1758 года на Васильевском острове нанят был дом, в котором поместили первых учеников, привезенных из Москвы, и академия стала функционировать, несмотря на то что из выписанных иностранцев приехал пока один только скульптор Жилле. К началу лета было уже тридцать восемь учеников и состоялся первый экзамен, но лишь с прибытием других профессоров постепенно наладилась жизнь в новом учебном заведении. Кроме скульптора здесь было уже несколько живописцев: Лелоррен, Моро и де Вельи. Валлен-Деламот. Фасад Академии художеств 27.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Давно было известно, что главный фасад Академии художеств принадлежит не Кокоринову, а Валлен-Деламоту, приехавшему в Петербург по вызову Шувалова и занявшему с сентября 1759 года должность профессора архитектуры в академии (Президент А. Н. Оленин, вступивший в управление академией в 1817 году и знавший многих участников постройки здания, говорит о его архитекторах следующее: «Вслед за Всемилостивейшим пожалованием выше сего упомянутых Привилегии, Устава и Штата, приступлено было в 1765 году к построению великолепного и огромного здания сей Академии, по проекту и плану тогдашнего Директора оной, г. Архитектора Кокоринова. Лицевая сторона ей Академии была расположена по чертежу бывшего тогда здесь Французского Архитектора Ламота» (Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств.— Спб., 1829). Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (1729 - 1800) 27.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (род. в 1729 году в Ангулеме, ум. там же 17 апреля 1800 года) был приглашен Шуваловым в качестве профессора академии летом 1759 года и с осени этого года уже вступил в число преподавателей (Архив Академии художеств, 166/1775 г., л. 1—2, Рукописная заметка Петрова в бумагах Н. П. Собко в Публичной библиотеке. Старинное правописание de La Mothe давно уже во Франции заменено слитным Delamotte, которого придерживаемся в дальнейшем и мы). Подписанный им проект Петербургской академии заинтересовал бывшего на выставке великого князя Владимира Александровича, который купил его у наследников знаменитого зодчего и подарил Академии художеств. Для тех, кто видел проект, не оставалось уже сомнения в том, что строителем академии был Деламот, и имя Кокоринова казалось пристегнутым сюда по какому-то недоразумению. Однако тщательное изучение всех документов по постройке этого загадочного здания, хранящихся в архиве академии, вполне подтверждает старинные предания, приписывающие Кокоринову крупную роль в постройке академии. И Левицкий был прав, когда на своем великолепном портрете изобразил его с планом академического здания. Кокоринов. Постройка здания Академии художеств 12.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Кокоринов женился в 1760 году на дочери известного богача Г. А. Демидова, Пульхерии Григорьевне, и жил широко, вращаясь в лучшем обществе того времени. Поэтому и с пенсией его вдове не слишком торопились. Что касается сразных приключений», которым был подвержен ее муж, то это, очевидно, те начеты и разные придирки, с которыми приставали к нему за все время ведения им огромного дела постройки академического здания. Сохранилось предание, будто Кокоринов повесился на чердаке академии. Маршрут пешеходной экскурсии Петербург за 1 день. Часть 4: Васильевский остров. Академия художеств, Большой проспект, собор Андрея Первозванного 02.10.2009 раздел: Экскурсии по Петербургу 0 комментариев
Академия художеств Линии Васильевского островаПройдя далее по Университетской набережной, окажемся на углу улицы, одна сторона которой носит название Кадетской линии, а противоположная — 1-й линии Васильевского острова. Линии – изобретение Петра I, согласно его плану Васильевский остров расчертили параллельными линиями, вдоль которых были прорыты каналы. Эксперимент не удался, и позднее их засыпали. Так возникли на Васильевском острове прямые ровные по длине улицы, каждая сторона которых образует так называемую «линию» (бывшую одну сторону канала). Всего таких линий около тридцати, часть из них имеет имена собственные, но обычно они называются цифрами. Академия художеств 21.04.2009 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев
Вид Академии художеств и Благовещенского моста В 1764 году Екатерина II учреждает Академию художеств. Собственно, Академия «трех знатнейших художеств» была образована ещё в 1757 году при Елизавете Петровне и помещалась в доме И. Шувалова на Невском проспекте. Но теперь она преобразовывалась, ей придавался статус Императорской Академии художеств. Её бессменным президентом на протяжении всего царствования Екатерины II был Иван Иванович Бецкой, а первым директором — архитектор Александр Филипович Кокоринов. По его совместному с Валлен-Деламотом проекту в том же 1764 году на набережной Невы на Васильевском острове возводится специальное здание Академии. Здание Академии художеств 17.04.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Здание Академии художеств Адрес: Университетская набережная, 17
Здание Академии художеств — одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы — с Английской набережной. Построенное в 1764–1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма. В начале XVIII века участок на Васильевском острове между 3-й и 4-й линиями занимали дома петровских вельмож — Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А. Г. Долгорукова. После основания Академии эти дома были переданы в её пользование, а затем снесены для постройки нового здания по проекту, разработанному архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом. |
|