Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Кокоринов. Основание Академии художеств

11.07.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

При Петре Великом обучение «художествам» было сосредоточено в архитектурной школе, открытой при Канцелярии строений, и в рисовальной школе, заведенной по приказанию государя при Петербургской типографии, которая находилась под ведением энергичного «цейх-директора» Аврамова. Под влиянием Лейбница Петр задумал учредить в Петербурге академию, которую в 1718 году он представлял себе как Академию наук и художеств. В 1724 году Блюментрост представил государю доклад об учреждении академии, в котором говорил: «К расположению художеств и наук употребляются обычно два здания: первый образ называется универзитет, второй — академиа, или социетет художеств и наук». Доклад был утвержден, и началась переписка о вызове ученых художников из чужих стран. Петру не довелось дожить до открытия деятельности академии, и, открытая при Екатерине I, она стала правильно функционировать лишь при Анне Иоанновне. Заслуги академии в деле русских художеств огромны, но самое сочетание «наук и художеств» в одном учреждении неминуемо должно было тормозить как науки, так и художества, ибо ни первые, ни вторые не могли чувствовать себя в академии хозяевами. В проекте устава Академии наук, написанном при императрице Анне, предусмотрено, например, и преподавание рисования, но сделана характерная оговорка о том, что это «художество ученым, хотя немногую пользу приносит, однакож великим есть украшением».

Еще определеннее высказана была мысль о том, что в Академии наук художества только терпимы, в 1754 году. В этом году президент академии граф Кирилл Разумовский в письме к Штелину сделал ему нечто вроде выговора, заявив, что «по большой части художники ни пользы ни дальней чести неделают, кроме только единаго разглашения, яко бы в Академии больше прилагается старания художественную фабрику размножить, нежели науки».
Когда Шувалов вошел в силу, он решил положить конец ненормальному положению вещей, создававшемуся годами, и задумал в 1756 году основать Академию художеств. Любопытно при этом, что он едва не повторил старой ошибки, затеяв учреждение последней при только что открытом им Московском университете. Его новая академия не сливалась бы, конечно, вполне с университетом, но все же была бы при нем до известной степени в роли пасынка, и во всяком случае на втором месте. По счастью, в следующем году он вынужден был отказаться от первоначальной мысли, так как художники, с которыми велись в это время переговоры в Париже, наотрез отказались ехать в Москву, где вдали от двора не могли рассчитывать на хороший заработок.

И. Грабарь

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх