Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

А. Воронихин

Конкурс на составление проекта Казанского собора

08.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Для того чтобы определить, кто же из петербургских зодчих окажется способным выполнить важный правительственный заказ, в 1799 году провели своеобразный «конкурс» на составление проекта Казанского собора. Документы позволяют установить факт участия в этом соревновании трех авторов — П. Гонзаго, Ч. Камерона и Тома де Томона.

Трудно понять, почему именно этим мастерам было доверено тогда решение задачи, которой придавалось столь большое значение. Ведь Гонзаго был не столько архитектором, сколько живописцем-декоратором. Томон только что, в том же 1799 году, приехал в Россию и не успел еще показать себя таким замечательным градостроителем, каким стал впоследствии. Один Камерон обладал уже репутацией крупного зодчего. Во время проведения конкурса он был в немилости у царя и находился не у дел.

www.ilovepetersburg.ru

Чем закончился «конкурс», нам доподлинно неизвестно. Но сохранившиеся в фондах Государственного Эрмитажа чертежи Томона и Камерона, а также изданный в 1805 году в Риме проект Гонзаго свидетельствуют о том, что ни одному из трех мастеров не удалось найти убедительного решения. Наибольшее впечатление на царя все же произвел проект Камерона, и в самом деле более удачный, чем два других. Очевидно, именно по этой причине в июне 1800 года Павел восстанавливает Камерона в должности придворного архитектора, а 24 октября направляет петербургскому губернатору циркуляр следующего содержания: «Господину Генералу от кавалерии фон дер Палену. Я поручил архитектору Камерону составить проект и план нового здания Казанской церкви в Петербурге. Сообщаю настоящим Вам об этом, чтобы Вы предоставили в его распоряжение необходимых ему людей и оказывали ему всяческую помощь». (Даты указаны по старому стилю)

Но проходит месяц, и Павел круто меняет решение: «Для построения Казанской церкви по конфирмованному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Карадыгину и вице-президенту Академии действительному тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». Проект Воронихина был «конфирмован», то есть утвержден, неделей раньше этого указа, 14 ноября 1800 года.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Условие Павла I: Казанский собор должен быть подобен римскому собору святого Петра

08.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Но через несколько лет положение изменилось. Вскоре после вступления на престол император Павел I решил, что иконе Казанской богоматери не пристало более находиться в скромной церкви. Громадный собор, величием и великолепием способный сравниться с лучшими творениями мирового зодчества, — вот в каком здании, по мысли императора, должна была отныне пребывать икона, благословляющая «царствующий дом».

Поклонник католицизма, Павел I задумал возвести новую Казанскую церковь во всем подобной главному храму католиков — римскому собору святого Петра. Но не одними симпатиями к католической церкви было продиктовано это желание. Идея Павла имела и политический смысл. Европа стояла накануне грозных событий. Начинались наполеоновские войны, и европейские монархи с надеждой взирали на «новый Рим» — Петербург, на Россию, которая могла защитить их от опасности, грозившей из Франции.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Идея и проекты создания Казанского собора

02.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Андрею Никифоровичу Воронихину первому удалось показать свойственный началу XIX века градостроительный подход к решению крупной архитектурной задачи: ведь проект Казанского собора был создан на четыре года раньше, чем окончательный вариант проекта Биржи, и на пять лет раньше, чем проект Адмиралтейства.

Когда же и как возникла мысль о постройке здания, сыгравшего затем столь важную роль в истории русской архитектуры?

Вскоре после основания Петербурга в новую столицу из древней Москвы по приказу Петра I была перевезена «чудотворная» икона Казанской божьей матери, считавшейся покровительницей династии Романовых. Это была одна из многочисленных копий, или «списков», с так называемого «первообраза» — иконы с изображением богоматери, якобы чудесным образом найденной некогда в Казани. Одна из первых икон-повторений этого «первообраза», как гласила легенда, якобы помогла изгнанию поляков из Москвы в 1612 году и способствовала восшествию на престол Романовых. Русские самодержцы почитали икону Казанской богоматери своей «семейной святыней», а духовенство всеми силами стремилось внушить народу, что это и его общенациональная «святыня».

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Начало нового этапа развития Петербурга

30.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Разумеется, Петербург заслужил славу красивого города задолго до того дня, когда пушечный салют отметил столетие его существования. Ведь к тому времени были уже возведены Зимний, Мраморный и Таврический дворцы, невские берега украсились зданиями обеих Академий, а солнечные блики уже не один год играли на золоченых гранях шпилей Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Но зодчие XVIII века как правило, ограничивались рамками одного здания, еще не рассматривая его как часть городского ансамбля, и многие великолепные строения, подражая загородным усадьбам, отгораживались от улицы высокими оградами, прятали фасады в зелени садов.

Петербург быстро рос, увеличивалось его население, возрастало и значение города в жизни России и Европы. Городская территория нуждалась в рациональной организации. Первые шаги в этом направлении были сделаны уже давно, в 30-х годах XVIII века.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Казанский собор – лучшее произведение А. Н. Воронихина

27.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Казанский собор — лучшее, известнейшее произведение архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.

Бывает так, что художник навсегда входит в историю искусства благодаря одному выдающемуся творению. Вспомним «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Князя Игоря» А. П. Бородина или «Явление Христа народу» — знаменитое полотно Александра Иванова. Казанский собор — далеко не единственная работа Воронихина. Но именно в ней, в этой постройке, которой зодчий отдал лучшие годы жизни, выразилась вся мощь его таланта, проявилось все своеобразие его мастерства. И поэтому столь неразрывны в нашем представлении имя архитектора и построенное им здание. Когда шаг за шагом изучаешь «жизнь» его любимого детища, поражаешься тому, насколько схожи судьбы человека и здания, как много общего в тех хитросплетениях, которыми полна и биография мастера, и история собора. Это кажется глубоко символичным...

Казанский собор был заложен в 1801 году, когда приближался столетний юбилей новой русской столицы. Это время было знаменательным и для развития петербургской архитектуры: она вступала в новый век, в новую строительную эпоху, которую позже недаром называли великой. В первые годы XIX столетия начали осуществляться крупнейшие градостроительные замыслы петербургских зодчих, сумевших спаять в единый архитектурный организм намеченные предыдущим строительством ансамбли.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Андрей Никифорович Воронихин (1760—1814)

15.08.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Андрей Никифорович Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин

Если в екатерининское время были уже такие, нового склада художники, как Львов, и такие «переходные> люди, как Руска, то все же большинство «стариков» продолжало в новом столетии работать в прежнем своем направлении, слегка лишь меняя некоторые приемы под напором новых течений. Но были и такие «старики», которые шли наравне с веком и, начав свою деятельность при Екатерине, стали при Александре 1 работать в «новом стиле». Первым архитектором, вполне усвоившим эти новые приемы, был Андрей Никифорович Воронихин.

Крепостной графа А. С. Строганова, Воронихин родился в селе Новое Усолье Пермской губернии в 1760 году (Воронихин. Некрология // Сын Отечества, 1814, ч. 12). Еще в деревне он проявил некоторую наклонность к рисованию, заставившую графа отправить его в 1777 году в Москву, где он стал обучаться живописи — сначала миниатюрной, а потом и перспективной. Его работами очень заинтересовались светила тогдашней московской архитектуры Баженов и Казаков. Общение с ними не могло, конечно, пройти бесследно, и юноша вскоре заражается страстью к архитектуре. Живопись уже менее интересует его.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Строгановская дача на Большой Невке

15.08.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Строгановская дача на Большой Невке

Строгановская дача на Большой Невке

Строгановская дача на Большой Невке, по-строенная вслед за отделкой Строгановского дворца на Мойке, была первой работой Воронихина, где он является уже не просто хорошим мастером, а крупным, самобытным, ни на кого не похожим зодчим. Изучая это его произведение, мы изучаем Воронихина. Общая затея композиции построена на контрасте тяжелого нижнего этажа с ажурно-легким вторым. Тяжесть нижнего этажа подчеркнута однообразной рустовкой стен, имеющих всего лишь три окна на всем фасаде. Последние доходят почти до земли и производят впечатление больших пролетов, что вместе с тяжелым дорическим карнизом еще более усиливает тяжесть всего низа. Верхний этаж представляет из себя открытую лоджу и легкую, почти всю стеклянную, заднюю стену (Дом этот в настоящее время уже уничтожен, несмотря на протест художников и общества. Накануне его разрушения удалось, впрочем, сделать ряд фотографических снимков, но они делались с уже испорченной и переделанной «под дачу» постройки.). Во всей постройке, несмотря на элементы классики XVIII века, уже чувствуется что-то неуловимое, что заставляет думать об александровском классицизме.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Казанский собор, самое известное творение А. Воронихина

15.08.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Казанский собор

Казанский собор

Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Принято считать, что Казанский собор есть не что иное, как неудачный сколок с собора св. Петра в Риме. Это мнение о соборе существует издавна. Еще Вигель в своих записках, говоря о Воронихине по поводу Казанского собора, называет его «жалким копиистом в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микель-Анджело». Можно было бы пренебречь подобным, не заслуживающим возражения отзывом, если бы Вигель не был выразителем общественного мнения большого интеллигентного круга 1830—1840-х годов и если бы это мнение не поддерживалось так долго, ибо и до сих пор часто повторяют то же.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Другие постройки Воронихина

15.08.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
А. Воронихин. Горный институт

А. Воронихин. Горный институт

Воронихин много строил в окрестностях Петербурга, соорудил колоннады в Петергофском саду, террасу в Стрельне и произвел ряд построек в Гатчине, Павловске и других местах. Из этих загородных построек бесспорно лучшей надо считать фонтан на Пулковой горе, сооруженный в 1806 году.
В 1808 году Воронихин исполняет ряд работ по внутренней архитектуре для Павловского дворца. В 1811 —1812 годах он выстроил в Павловске дачу князя Багратиона — грандиозное здание, позже несколько перестроенное и получившее название Розового павильона. (Из провинциальных построек Воронихина надо отметить дом в Городне — имении светлейшего князи Д. Б. Голицына. Он кончен в 1788 году (Трубников А. Княгиня Голицына в Марьине и Городне // Старые годы, 1910, июль — сентябрь, с. 164).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Авторство проекта Казанского собора пренадлежит Баженову?

29.03.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Безвестный крепостной крестьянин становится прославленным зодчим; человек, не получивший систематического специального образования, занимает пост профессора архитектуры в столичной Академии художеств... Здесь есть чему удивляться. Современники Воронихина удивлялись и... строили догадки. Люди, не знавшие мастера, не ведавшие, каких трудов, какого терпения и упорства стоили Воронихину его достижения, по-своему объясняли историю его «головокружительной», как им казалось, карьеры.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх