Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Ч. Камерон

Павильон Трех граций

21.01.2015 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Павильон Трех граций

Павильон Трех граций

Встреча архитектора Чарльза Камерона с Павловском была счастливым решением и судьбы человека, и судьбы места, которое словно ждало архитектора-мечтателя, тонкого художника с поэтической душой и безупречным вкусом.
И такой человек — Чарльз Камерон — сюда пришел. Он никогда не жалел об этом, хотя заниматься творческой работой здесь архитектору было очень не просто. Построив великолепный дворец, преобразив парк, создав в нем немало парковых павильонов — шедевров архитектуры, 31 декабря 1796 года Камерон узнает о своей отставке.

Павел I подписывает указ, гласящий о его,
 Камерона, «ненадобности». В 1800 году он разрабатывает проект примыкающего к дворцу Собственного садика. По убеждению Камерона, парк и дворец должны были составить единое целое. Их следовало связать тысячами незримых нитей: деревья поляны, дорожки, павильоны должны красотой, ритмом, цветом, очертаниями соединиться с камнем, бронзой, фарфором, тканями, мебелью дворца.
Камерон — замечательный знаток и создатель пейзажных парков, хорошо понимал, что создаваемый им миниатюрный Собственный садик должен быть только регулярным, чтобы протянулись те «незримые нити» из дворца, от его убранства к живому организму садика. Он невелик по размерам, уютен защищен от ветров стенами дворца, у него геометрически правильная четкая планировка. В центре стояла фигура богини природы Флоры, все в саду словно произрастало под ее благотворной рукой. Это был маленький ботанический сад с редчайшими цветами из разных стран мира.
 Позже, в XIX веке, здесь появилась колоннада, названная павильоном Трех Граций, ее образуют шестнадцать колонн на высоком цоколе с низкой аркой в центре.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Камерон. София, пригород Царского села

21.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Вскоре после приезда Камерона в Россию Екатерина поручила ему составить проект небольшой церкви для основанного ею около Царского Села города Софии. Под влиянием блестящих побед над турками императрица увлеклась тогда мыслью о воссоздании Византии и мечтала о замене полумесяца над цареградской Софией крестом. В 1780 году проект Камерона был готов, и под его наблюдением была сооружена модель, но государыня нашла по стройку слишком грандиозной, и Камерон должен был сделать новый вариант, по которому им выстроена существующая и сейчас небольшая пятикупольная церковь (В 1781 году А. А. Безбородко передал эту модель Академии художеств на хранение, и Камерон тогда же попросил совет академии дать ему за эту работу звание академика, чего, однако, не получил (Петров П. И. Сборник материалов, ч. 1, с. 239—240).

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Камерон. Постройки в других городах

21.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Некогда любимый зодчий самой императрицы, строитель прославленной царскосельской галереи, слывшей восьмым чудом света, Камерон несомненно должен был иметь множество частных заказов и, конечно, выстроил на Руси немало чудесных домов и усадеб, быть может ныне погибших, а возможно, что и доживающих еще свой век где-нибудь в захолустье. А. А. Безбородко в 1791 году «препровождает» при письме к графу С. Р. Воронцову Камерона, получившего «временный отпуск от строений Царскаго Села» (Архив кн. Воронцова, т. 15). Хочется верить, что всплывет еще из заброшенных дальних углов много подлинных жемчужин архитектуры, и среди них, конечно, отыщется и забытая Камеронова постройка.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Камерон. Отставка

21.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

6 декабря 1796 года Екатерина скончалась, а 31 декабря император Павел «высочайше повелеть соизволил архитектора Камерона по ненадобности его отпустить». Однако через три года, в июне 1800-го, государь неожиданно смилостивился и велел зачислить его снова на службу, в ведомство Кабинета. По вступлении на престол императора Александра I он был назначен главным архитектором Адмиралтейств-коллегии и должен был приступит, «к большим сооружениям» в Кронштадте, но они почему-то не были приведены в исполнение. Его имя встречается в делах Адмиралтейства до 1811 года (Собко И. П. Словарь русских художников, т. 1, вып. I, с. 129.), но, как известно, единствен ная значительная постройка эпохи - Главное Адмиралтейство - досталась не ему, а Захарову.
Что выстроил за это время для Морского ведомства Камерон, мы сказать не можем.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Конкурс на составление проекта Казанского собора и выбор архитектора

04.04.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Для того чтобы определить, кто же из петербургских зодчих окажется способным выполнить важный правительственный заказ, в 1799 году провели своеобразный «конкурс» на составление проекта Казанского собора. Документы позволяют установить факт участия в этом соревновании трех авторов — П. Гонзаго, Ч. Камерона и Тома де Томона.
Трудно понять, почему именно этим мастерам было доверено тогда решение задачи, которой придавалось столь большое значение. Ведь Гонзаго был не столько архитектором, сколько живописцем-декоратором. Томон только что, в том же 1799 году, приехал в Россию и не успел еще показать себя таким замечательным градостроителем, каким стал впоследствии. Один Камерон обладал уже репутацией крупного зодчего. Во время проведения конкурса он был в немилости у царя и находился не у дел.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Камеронова галерея

17.01.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Камеронова галерея

Камеронова галерея

Камеронова галерея названа так по имени автора — архитектора Ч. Камерона. С Холодной баней и Большим дворцом она образует единое целое. Художественные достоинства Камероновой галереи определяются общим композиционным решением и ее местом в ансамбле парка. Дворец и примыкающая к нем Камеронова галерея расположены на высокой гряде. Уровень почвы понижается от Камероновой галереи по направлению к Большому пруду и к старейшей части Екатерининского парка. Галерея видна издалека и играет доминирующую роль в пейзажах, открывающихся с берегов Большого озера. Вместе с тем она представляет собой своеобразный бельведер: с ее верхней террасы открывается великолепный вид.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Холодная баня

17.01.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Творческая деятельность Ч. Камерона связывается со строительством дворцово-парковых ансамблей Павловска и Царского Села. Скромную задачу — построить в Царском Селе дворцовую баню с купальней и ванной комнатой — Камерон решил с исключительным размахом, создав целостный и законченный архитектурный комплекс — так называемые термы Камерона. В него входят здание Холодной бани Агатовый павильон, галерея-колоннада и Висячий сад с пандусом-спуском в парк. Проект Холодной бани архитектор исполнил в 1779 году. 1780 годом датируется окончание модели здания и начало его строительства. Первый этаж Холодной бани трактован как массивный цоколь верхнего этажа. Он облицован крупными блоками пудостского известняка. Оконные проемы высоко подняты над землей, что вызвано назначением внутренних помещений. Стены второго этажа гладко оштукатурены и украшены статуями и скульптурными медальонами мифологического содержания. Ниши со статуями ритмично чередуются с окнами-дверьми, ведущими на небольшие, слегка выступающие «французские» балконы.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Китайские мосты

14.01.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Мосты через канал, ограничивающий регулярную часть Александровского парка, были деревянными до 1780-х годов, когда два моста на главной аллее замени каменными, а два других на аллее, ведущей в Китайскую деревянно-железными. Проект, каменных мостов, исполненный И. В. Нееловым, переработал Ч. Камерон. Ближайший к дворцу однопролетный каменный мост украшали фигуры китайцев, сидящих на каменных постаментах. Обычные ограждения моста из тумб с перилами заменены высокими и узкими «китайскими» гранитными вазами, связанными красиво переплетающимися ветвями коралла, выкованными из железа. Поврежденные во время войны ограждения моста полностью реставрированы. Уничтоженные захватчиками фигуры китайцев, отлитые из цинка в 1860-х годах, восстановлены не были.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Собор в Софии

12.01.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Собор в Софии

Собор в Софии

Софийская площадь

В 1780 году в непосредственной близости от Царского Села был основан новый город — София, сделавшийся на короткий период уездным городом С.-Петербургской губернии. Однако привлечь жителей в новый город оказалось нелегко. Екатерина запретила постройку домов в Царскосельской слободе, пока не будут разобраны все участки в Софии. Но и эта мера не дала существенного эффекта. Город застраивался медленно, и в начале XIX века начались разборка большей части уже возведенных зданий и перенес их в Царское Село. Лишь во второй половине XIX века возобновилось строительство каменных и деревянных жилых домов в Софии.
Проект постройки большого каменного собора в Софии разработал в 1780 году архитектор Ч. Камерон. В том же году была изготовлена модель, показавшая неосуществимость постройки задуманного Камероном здания из-за его грандиозности.

Читать дальше

0
Your rating: None
 

Здание конюшен в Павловске

22.07.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Большое двухэтажное здание конюшен построенно в конце XVIII века. В первые годы существования Павловского села конюшни размещались позади Паульлюста, образуя его задний двор. С началом строительства нового дворца все прежние службы были снесены. При этом конюшни перенесли подальше от дворца, расположив их на другом берегу Славянки, у границы поместья.

Автор проекта дворца Ч. Камерон разработал и чертежи конюшен. Первоначальный план предусматривал расположение конюшен в виде широкой буквы П, причем в боковых флигелях предполагалось сделать внутренние служебные дворы. Большой центральный двор намечалось оставить парадным и оградить его красивой решеткой. В малых же боковых дворах надо было заниматься сложной экипировкой карет и постоянной выводкой лошадей. Такое расположение признали функционально неудобным, и потому Камерону пришлось разработать второй проект.

Читать дальше

0
Your rating: None
 



Наверх