Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Вдоль канала Грибоедова

Канал Грибоедова в районе Вознесенского проспекта

18.03.2010 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев
У Вознесенского моста

У Вознесенского моста

Район Вознесенского моста

Перейдем по Вознесенскому мосту на левый берег канале, Напротив бывшей гостиницы «Неаполь» в конце 70-х годов прошлого века архитектор А. Ф. Красовский, один из самых крупных мастеров архитектуры учебных заведений и построек различного назначения, построил бани Петрова. В этом здании были и квартиры, которые сдавали жильцам.

Штаб-квартира народовольцев

В начале 1881 года в доме № 78/25 была устроена главная конспиративная квартира заговорщиков-народовольцев. Ее хозяевами были В. Н. Фигнер и Г. П. Исаев. 9 января 1881 года они прописались в квартире № 8 под фамилией Кохановских. Квартира располагалась на третьем этаже. Пять окон трех комнат выходили на канал, два окна кухни и коридора — во двор, рядом с лестницей. С конспиративной точки зрения квартира была идеальная: в доме располагались бани, и во двор всегда входили люди со свертками, кошелками, вениками. Смешаться с любителями пара для посетителей квартиры не составляло большого труда. После капитального ремонта дома и ликвидации бани, а 1960-х годах одна из комнат квартиры народовольцев вошла в состав квартиры № 3.

В. Н. Фигнер, 20 лет в одиночке

В квартире «Кохановских» зимой 1881 года бывали только члены Исполнительного комитета «Народной воли». Здесь же проводились важнейшие совещания, на которые собиралось до 25 человек. Отсюда осуществлялось руководство подготовкой седьмого и последнего покушения на Александра II. Через час после покушения в штаб-квартире у Веры Фигнер собрались члены Исполнительного комитета: они написали листовку о событиях 1 марта. На следующий день ее читали жители Петербурга.

Ликвидация квартиры «Кохановских» била вызвана арестом Г. П. Исаева. 1 апреля он не вернулся домой — его арестовали на улице. Будучи уверенной, что Г. П. Исаев не назовет свой адрес, В. Н. Фигнер не спешила покидать квартиру. Но, решив, что рано или поздно полиция узнает этот адрес, она с помощью товарищей унесла из квартиры шрифты, динамит, оборудование химической лаборатории и паспортного бюро. Ночь на 3 апреля она провела дома, а утром скрылась. В то же самое время Исаева опознал дворник, и полиция помчалась на угол Вознесенского проспекта и Екатерининского канала.



В сентябре 1884 года в Петербурге проходил судебный процесс по делу Военного центра — «процесс 14-ти». Главной фигурой этого судилища была В. Н. Фигнер. Суд приговорил ее и офицеров А. П. Штромберга, Н. М. Рогачева, Н. Д. Похитонова к смертной казни. Их перевезли в Шлиссельбургскую крепость, где 10 октября 1884 года А. П. Штромберг и Н. М. Рогачев были казнены. Остальным смертная казнь была заменена пожизненной каторгой.

Двадцать лет провела Вера Николаевна в одиночке Шлиссельбургской тюрьмы. В 1904 году она была освобождена и выслана в Архангельскую губернию. Только в 1906 году ей разрешили выехать за границу, оставшуюся жизнь Вера Николаевна посвятила литературной деятельности.



Утраченная церковь Вознесения

И, наконец, последнее здание на углу канала и Вознесенского проспекта, расположенное напротив дома, в котором в 1881 году находилась штаб-квартира народовольцев. В 1728 году здесь, на кладбище для «работных людей», была построена деревянная церковь Вознесения. В 1769 году вместо нее по проекту Ринальди был построен каменный Вознесенский собор, который в начале 1930-х годов разобрали и на его месте построили здание школы (архитектор М. А. Шепилевский). В годы Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь.

Дом с горельефами русских писателей

На углу Красноградского переулка стоит дом № 80/5. Интерес к дому вызван тем, что на его фасадах между вторым и третьим этажами помещены двадцать три горельефа русских писателей. Портреты повторяются по нескольку раз, чередуясь без определенной последовательности. Чаще других — четырежды — встречаются портреты А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. А. Крылова. Остальные портреты неузнаваемы из-за схематичности изображения и грубости гипсовых отливок, да еще и закрашенных многими слоями краски. Первоначально это был небольшой двухэтажный дом, построенный в конце XVIII века.

В 1860 году по желанию нового владельца дома полковника А. М. Олсуфьева был надстроен третий этаж, продлен корпус по переулку и изменены фасады. Эту работу осуществил известный петербургский архитектор Н. П. Гребенка.

К началу 1884 года владельцем дома стал издатель В. С. Балашов. Для перестройки здания под «печатню», то есть типографию, был привлечен гражданский инженер К. Э. Гефтлер, который впоследствии посвятил себя пейзажной живописи, входил в Общество русских акварелистов. В основном он писал виды Петербурга и его окрестностей.

Издатель В. С. Балашов

Сведения о В. С. Балашове весьма скупы. Известно, что он родился в 1848 году. В его типографии печатались исторические труды и библиографические обзоры, сочинения В. В. Стасова, стихи Я. П. Полонского. В. С. Балашов был составителем учебных пособий и справочников, принимал участие в литературном сборнике «Складчина», изданном в пользу пострадавших от голода крестьян Самарской губернии.

Можно полагать, что именно В. С. Балашов был инициатором украшения фасадов дома горельефами русских писателей, а исполнителем рисунков, по которым они были отлиты, — К. Э. Гефтлер, учитывая то, что он был не только архитектором, но и талантливым рисовальщиком. Этот дом — один из первых памятников русским писателям.

Последняя перестройка дома завершена в 1898 году, когда по проекту крупного петербургского архитектора В. В. Шауба был надстроен четвертый этаж и вновь увеличена протяженность флигеля по переулку. Это было сделано с сохранением архитектурных форм фасадов, созданных К. Э. Гефтлером, и продолжением портретной галереи писателей. В таком виде дом сохранился до наших дней. Сейчас это жилой дом.

В соседнем доме № 82 в середине прошлого века жил литератор князь В. В. Барятинский — автор нашумевшего в то время романа «Царственный мистик».

В доме на противоположном берегу канала № 81 в конце прошлого столетия жил управляющий конторой журнала «Нива» Л. Е. Розинер. По его инициативе подписчики «Нивы» стали получать в виде приложения полные собрания сочинений русских писателей, начиная с книг Ф. М. Достоевского.

Алексей Иванов

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх