Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Садовая улица

Морской Богоявленский Николаевский, или, как позднее его стали называть, Никольский собор

27.01.2011 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

Морской Богоявленский Николаевский, или, как позднее его стали называть, Никольский, собор был заложен 15 июля 1753 года неподалеку от того места, где с 1743 года находилась деревянная церковь, посещаемая жителями Морской слободы в Коломне.
Строительство Никольского собора осуществлялось по проекту и под непосредственным руководством замечательного русского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского. Небезынтересно, что среди денег, отпущенных на строительство Никольского собора, были и «мостовые деньги», то есть плата, взимаемая с проходящих и проезжающих через «плавучий» Исаакиевский мост в период с 1727 по 1761 год.

По точным данным известно, что общая сумма затраченная на строительство собора, составляла 129 987 рублей 3872 копеек. Из них «мостовых дерег» было 64 997 рублей 7872 копеек. Остальные суммы были предоставлены Адмиралтейской коллегией и частично состояли из «доброхотных» даяний (последних поступило не так уж много — всего 3917 рублей 52 копейки).
Архитектура Никольского собора ставит его в один ряд с лучшими памятниками нашего города. Двухэтажный собор увенчан пятью широко расставленными куполами. Все выступающие части здания декорированы группами колонн на высоких постаментах. На фоне светло-голубой стены белые колонны, местами собранные в пучки, создают живописную игру светотени. В архитектурной обработке фасадов Чевакинский — один из наиболее ярких представителей русского барокко — широко использовал декоративную скульптуру: большие окна собора обрамлены лепными наличниками в виде головок херувимов, выглядывающих из-за облаков. Верхние овальные окна окружены гирляндами.

Прибегая к новым приемам пластической разработки фасадов, Чевакинский ввел необычный для своего времени мотив, заимствованный из древнерусского зодчества: все выступающие углы здания собора обработаны тремя колоннами, собранными в пучок, причем средняя колонна поставлена на самый угол, вопреки всем архитектурным канонам.

Отдельно от здания собора выстроена, также по проекту С. И. Чевакинского, колокольня, отличающаяся удивительно стройным силуэтом. Колокольня разделена на три яруса и украшена декоративными колоннами, смягчающими переходы между ярусами. Рядом с изобилующим украшениями собором колокольня, с ее сравнительно скромным архитектурным убранством, выглядит гораздо спокойнее, проще, изящней. Главный отличительный характер архитектуры колокольни, выражаясь языком Чевакинского, — «фигурность в работах».
«Фигурность эта происходит от того, что здание, с каждым ярусом суживаясь, составляет как бы несколько отдельных, поставленных друг на друга фигур», — писал С. И. Чевакинский.

На колокольне было тринадцать медных колоколов; вес самого большого из них — 541 пуд 14 фунтов, то есть более 8600 килограммов, а общий вес всех колоколов составлял 1266 пудов, то есть более 20 260 килограммов. Отлиты колокола были в Москве на заводе Мозжухина.
Оригинальные железные конструкции собора изготовлялись в городе Туле на заводах Прокопия Демидова. Золочение куполов производилось мастером Моисеем Сарычевым и его помощником Иваном Харитоновым. Штукатурные работы были выполнены оброчным крестьянином Ярославского уезда Тихоном Кастериным и крестьянином Костромского уезда Максимом Добрецовым. Полы и лестницы в соборе изготовлял столяр Семен Севастьянов.

Во внутреннем оформлении собора архитектор Чевакинский проявил исключительную композиционную изобретательность и мастерство. Великолепна почти классическая по формам и пропорциям колоннада, украшающая иконостас. Стволы колонн увиты гирляндами цветов и листьев, чрезвычайно тонко прорисованными.
Работы по внутренней отделке собора выполнялись московским «золотарем» Семеном Золотым «с искусными помощниками». Живописные работы (иконы и роспись стен и потолка) братьями Федотом и Mиной Колокольниковыми.
Несравненным искусством резьбы по дереву, тонким реализмом рисунка и виртуозностью моделировок отличается иконостас собора, созданный мастерами Савелием Никулиным и Иваном Канаевым.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх