Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Вдоль канала Грибоедова

Никольский Морской собор

17.03.2010 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев
Никольский морской собор. Фото А. Петросяна

Никольский морской собор. Фото А. Петросяна

Никольский собор



Остановимся на Старо-Никольском мосту и полюбуемся стройной, почти воздушной колокольней Никольского Морского собора, отраженной в зеркальной глади Крюкова канала. И память тут же подскажет нам, что мы уже видели где-то этот изумительный пейзаж. Ну, конечно же, мы его видели на рисунках, гравюрах и акварелях А. П. Остроумовой-Лебедевой, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, других художников начала века. Неразрывность колокольни и Крюкова канала, их органическая связь настолько очевидны, что нам хочется сказать: «Каким же умницей был Савва Иванович Чевакинский, построивший колокольню на этом живописном месте!».

Но умерим восторги. Крюков канал от Мойки до Фонтанки прорыт через двадцать (!) лет после того, как колокольня была воздвигнута.

Знал ли С. И. Чевакинский о том, что канал рано или поздно будет прорыт? Сомнений быть не может — не мог один из ведущих архитекторов города, тем более член Комиссии о каменном строении Петербурга, не знать об этом. И потому он ставил колокольню на этом месте не по какой-то прихоти, а с учетом того, что она когда-нибудь будет отражаться в воде Крюкова канала. Что это — гениальность предвидения? Не только, еще и точный расчет, основанный на многолетнем опыте талантливого градостроителя, умеющего смотреть далеко вперед.

Это было время бурного строительства в Петербурге роскошных дворцов, храмов, усадеб знатных вельмож.

Немного из истории Никольского Морского собора

В архитектуре тогда стал преобладать стиль русского барокко, являющийся своеобразным сочетанием переработанных классических форм и национального русского декоративного искусства. Ярчайшими представителями этого направления в архитектуре были С. И. Чевакинский и итальянец Б. Растрелли.

Вершиной творчества Чевакинского безусловно является Николо-Богоявленский кафедральный собор, в народе его называли Морской Никольский собор. Он был заложен 15 июля 1753 года на территории Морского полкового двора неподалеку от того места, где в 1743 году была сооружена деревянная церковь для жителей Морокой слободы. На строительство, собора было израсходовано 129987 рублей 38 с половиной копеек. Из этой суммы половину составляли так называемые «мостовые» деньги — налог на проезд и проход через наплавной Исаакиевский мост через Неву. Остальные средства были выделены Адмиралтейств-коллегией, а 3917 рублей 52 копейки — добровольные пожертвования моряков и жителей Морской слободы.



Проектируя собор, С. И. Чевакинский в отличие от однокупольных храмов петровского времени (Сампсониевская, Пантелеймоновская и другие церкви) вернулся к традиционному русскому пятиглавию.

Не меньшее, если не большее, внимание уделил С. И. Чевакинский внутренней отделке собора, который представляет собой два храма: нижний — с невысоким потолком и поэтому кажущийся несколько мрачновато-торжественным, и верхний, очень высокий, хорошо освещенный через большие окна и поэтому солнечно-радостный. У Никольского Морского собора в нашем городе есть предшественник — тоже двухэтажный — Благовещенский собор в Александро-Невской лавре.



Внутренняя отделка и иконостас Никольского Морского собора

Внутренняя отделка Никольского Морского собора очень богата по разнообразию приемов художественной обработки. И это вполне закономерно, ибо для этих работ автор привлек самых лучших, самых талантливых мастеров.

Деревянный резной иконостас верхнего храма, обрамленный классической по своим пропорциям колоннадой, украшенной гирляндами цветов и листьев, по мнению специалистов, является шедевром русского декоративного искусства. Он был изготовлен руками лучшего резчика Адмиралтейств-коллегии И. Ф. Канаева и столярным мастером С. Никулиным из липы и клена, заранее заготовленных. Они же резали и иконостас нижнего храма, более скромный, но не менее изящный.

Золочение куполов, иконостасов и других деталей наружной И внутренней отделки собора исполнил московский мастер-позолотчик Семен Золотой «с искусными помощниками».
Иконы для собора писали известные иконописцы братья Ф. и М. Колокольниковы, работавшие в Царском Селе.



Открытие Никольского Морского собора

В 1762 году Никольский Морской собор был открыт. Он является своеобразным памятником русской морской славы. В 1908 году в верхнем храме, на его южной стене, были установлены две мемориальные доски серого мрамора. На них высечены фамилии офицеров, старшин и матросов, которые погибли во время русско-японской войны 1904–1906 годов. Все они были причислены к Гвардейскому Морскому экипажу и тем удостоились такой чести, ибо Никольский Морской собор в 1810 году стал полковой церковью Гвардейского Морского экипажа.

Алексей Иванов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх