Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

История Имперского Петербурга

Коломна. Литовский замок. Большой театр. Новая Голландия

15.08.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Литовский рынок

Литовский рынок

Литовский рынок

Неподалеку от колокольни Никольского собора, на противоположном берегу Крюкова канала, между Торговой и Офицерской улицами, находился Литовский рынок. Его в 1787–1789 годах построили по проекту Дж. Кваренги (?) и первоначально называли Харчевым, так как он предназначался для торговли продовольственными товарами. Со второй половины XIX века в нем преобладала оптовая торговля, купцы были побогаче никольских, приказчики — пообходительнее, да и товар совсем иной. Ливерных и вареных колбас да костей для студня там не держали, обложенные льдом бочки и ящики хранили иные яства.

С Литовского рынка питались люди состоятельные, туда их прислуга приезжала и из центральных частей города. Однако к началу XX века он растерял былую славу, большинство его помещений стало сдаваться под склады. В 1920 году рынок сгорел от случайного пожара, и на освободившемся месте соорудили школу и дом культуры. Сохранился лишь его фрагмент — Лавка Литовского рынка, но и его в 2000 году не стало.



Литовский замок

Свое название рынок получил от стоявшего рядом мрачного Литовского замка, построенного И. Е. Старовым в 1783–1787 годах для содержания в нем уголовных преступников и ранее называвшегося Семибашенным.
В 1798 году его передали под казармы для размещения Кавалергардского полка, затем Литовского мушкетерского. Полк квартировал в замке двадцать лет, а название осталось. В 1822 году П. С. Платонов и И. Шарлемань реконструировали замок под тюрьму — Исправительное арестантское отделение; с 1870-х годов в нем содержались и политические преступники. Литовский замок постигла ещё худшая участь, чем рынок. В первые дни Февральской революции 1917 года он был сожжен. Лишь в начале 1930-х годов пепелище разобрали и на его месте выстроили жилые дома.



Театральная площадь

До середины ХIХ века Литовский рынок фактически находился на Театральной площади, потом его оттеснил Театр-цирк. Но до этого Театральная площадь простиралась от Литовского рынка до Большого (Каменного) театра, от него она и получила свое название. Здание театра «под смотрением г. Генерал-поручика и Кавалера Бауера» в 1775–1783 годах по проекту А. Ринальди построил военный инженер М. А. Деденев. В 1802–1805 годах его реконструировал Ж.-Ф. Тома де Томон. Ночью 1 января 1811 года в театре «крыльца и двери объяты были дымом, и наконец все здание сделалось подобным аду, изрыгающему отовсюду пламя… Зарево до утра освещало весь испуганный Петербург».

Главный директор Императорских театров А. Л. Нарышкин, известный острослов, отрапортовал прибывшему на пожар Александру I: «Ничего нет более: ни лож, ни райка, ни сцены, все один партер!» Утром на пепелище появился Тома де Томон. Желая осмотреть руины, он поднялся на полусгоревшие перекрытия и «рухнулся со стеною и от высоты до основания катяся по ней и меж ней — немного измял себе голову и руки, и ребра, и ноги…». После падения зодчий оправиться не смог.

История Большого (Каменного) театра

Восстановленный А.-К. Модюи и. И. Гольбергом, театр открылся лишь в 1818 году. В 1835–1836 годах А. К. Кавос произвел реконструкцию всех помещений. Последний спектакль в Большом (Каменном) театре состоялся в 1886 году. В 1891–1896 годах на его месте, частично использовав старые конструкции, В. В. Николя построил здание Консерватории.

Длительное время Большой (Каменный) театр главенствовал в Петербурге, поэтому на Театральной площади и близ нее со второй половины XVIII столетия селились музыканты, актеры, комедиографы, молодые театралы, редко — аристократические семьи; многие дома принадлежали театральному ведомству.

Театр-цирк А. Кавоса

За зданием Консерватории, на тихой набережной Екатерининского канала, стоят уютные трехэтажные домики конца XVIII века, и среди них тот, в котором когда-то размещалась Театральная школа, где молодые люди обучались великому искусству лицедейства.

Напротив Большого (Каменного) театра во второй четверти ХIХ века стояло временное деревянное здание итальянской цирковой труппы. На его месте в 1847–1848 годах А. К. Кавос построил Театр-цирк. Во время цирковых представлений центральная часть зрительного зала становилась ареной, а зрители сидели по бокам — в партере и на балконах. Когда театральное действие разыгрывалось на сцене, манеж покрывался съемным полом, на него ставили стулья, превращавшие цирковую арену в партер. В 1859 году, после сильнейшего пожара, А. К. Кавос перестроил Театр-цирк, приспособив его для оперных постановок.
Открытие нового театра — Мариинского — состоялось в 1860 году.

Сцена Мариинского театра нависла над Крюковым каналом.

Новая Голландия

За Офицерской улицей, на пересечении Мойки и Крюкова канала, начинается остров. На нем возвышаются суровые кирпичные стены загадочного сооружения, напоминающего таинственный сказочный замок, но с огромными окнами. Этот остров — Новая Голландия, — образовавшийся в 1720 году после прорытия Крюкова и Адмиралтейского каналов, предназначался для хранения и просушки корабельного леса Адмиралтейской верфи. Первые временные деревянные сооружения построены на острове в 1732–1740 годах И. К. Коробовым. Обветшавшие сараи заменили кирпичными складами особой конструкции, придуманной С. И. Чевакинским. В них корабельный лес сушили «стоя», как в Голландии. Фасады складов и знаменитая арка над каналом, по которому бревна с Мойки попадали на остров, возведены по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота. На склады и со складов на верфь лес доставлялся водой по Мойке и Адмиралтейскому каналу. Сплаву длинных стволов препятствовали крутые повороты водных путей, поэтому мачтовый лес по каналам доставлялся на небольших плотах почти в вертикальном положении — «шалашиками». Этим и объясняется необычайная высота арки, сквозь которую лес попадал на остров.

Строительство фасадов и арки началось в 1765 году и длилось до 1780-х годов, но так и осталось незавершенным. Лишь в 1847–1850 годах при подготовке территории к наведению Благовещенского (Николаевского) моста военный инженер М. А. Пасыпкин достроил корпуса по набережной Адмиралтейского канала.

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх