Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Каменноостровский проспект

Метаморфозы Каменноостровского проспекта

29.05.2013 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 0 комментариев

История застройки Петроградской стороны и Каменноостровского проспекта отчасти напоминает классическую комедию Шекспира и одновременно эпическую трагедию Оноре де Бальзака. Блеск и нищета сопровождали ее из века XVIII в век XXI. И были на этом пути стремительные взлеты и неожиданные падения, печальные разрушения и волшебные преобразования.

Здесь будет город каменный

Именно на территории нынешней Петроградской стороны - в те дни остров назывался Березовым, позже Городским - сформировался первый деловой и государственный центр Санкт-Петербурга. На месте нынешней Троицкой площади в 1703 году за три дня был возведен первый государев дворец - деревянный домик Петра. За последующее десятилетие главная городская площадь уже была приспособлена для административной работы, торговли и международного сообщения: на самой площади расположились здание коллегий и Гостиный двор, а на берегу Невы принимал иностранные корабли порт. У пристани находилась таможня, там же был построен первый в городе продуктовый рынок, названный Обжорным.

Троицкая площадь помнит все знаменательные события Петровской эпохи: именно там торжественным салютом отмечали победу России над Швецией, перенос столицы в Санкт-Петербург. В 1721 году в Троицком соборе Петр I принял титул императора, здесь же отпевали царевича Алексея.
В первые годы застройки Петербурга практически все строения были деревянными. Заботясь о едином архитектурном облике новой столицы, Петр I в 1714 году издает ряд указов, призванных бороться с деревянной застройкой центра города. Отныне на Городском острове и Адмиралтейской стороне было запрещено строительство деревянных домов: разрешались только каменные и мазанковые здания – каркасные постройки из дерева и глины. Также для привлечения в Петербург каменщиков Петр издает указ, запрещающий строительство каменных и кирпичных домов во всех городах России за исключением Петербурга. Однако несмотря на административные меры, каменное строительство стало развиваться в Петербурге лишь в XIX веке после того, как в городе заработали частные кирпичные заводы.

kamennostrovsky_20v_0.jpg

Дорога на острова

Роль центра Петербурга оставалась за Городским островом не долго. Уже в 1715 году Петр I, отчасти разочарованный традиционным для российского градостроения стихийным освоением острова - с криволинейными улочками, разнотипными зданиями и многочисленными пустырями - решает перенести деловой и административный центр города на соседний Васильевский остров, застройка которого должна была осуществляться комплексно, согласно четкому плану.

Со второй четверти XVIII века Петербургская сторона окончательно теряет свой центральный статус и становится преимущественно жилым районом: вдоль нынешнего Каменноостровского проспекта строятся жилые дома, ближе к Каменному острову – дачи.
Каменный остров и прилежащая к нему западная территория Петербургской стороны считались идеальным местом для строительства загородных домов: просторные территории, более сухой климат и чистый воздух уже тогда ценились петербургской элитой, стремившейся уехать на лето из шумного каменного центра города.

emira_buhar_dom.jpg

В связи с этим в течение XIX века власти города постепенно благоустраивали и сам Каменно-Островский проспект, как его тогда называли. В 1811-1813 году участок проспекта от Каменного острова до нынешней площади Льва Толстого замостили булыжником, проложили плиты тротуаров, сделали стоки для воды. В 1838 году улицу снова реконструировали, однако работы были выполнены некачественно, так что осенью и весной на дороге было грязно, летом – пыльно.

В конце XVIII и на протяжении XIX века дачи на удаленном от центра Каменном острове занимала петербургская элита: чиновники, крупные промышленники, архитекторы, ученые. Менее престижные участки вдоль проспекта, расположенные ближе к центру города, принадлежали купцам, мещанам, отставным офицерам. По обе стороны Каменноостровского проспекта были видны бесконечные ряды заборов, за которыми просматривались огороды, теплицы, фруктовые сады и цветники. Дома строились преимущественно из дерева, единственным большим каменным зданием был Александровский лицей.

Помимо жилых построек вдоль Каменноостровского проспекта было открыто множество трактиров, недорогих ресторанов, привлекавших далеко не самую почтенную публику.
При этом Каменноостровский проспект был одной из самых элитных улиц Петровского острова. На отдаленных от проспекта территориях селились преимущественно бедные чиновники, ремесленники, мелкие торговцы. Многие из них перебирались в столицу из провинциальных городков и воссоздавали на новом месте жительства привычный провинциальный уклад. Таким образом, основная территория Петербургской стороны считалась пригородом, неразвитым и непрестижным.

Смена декораций

«Подобно сказочной спящей красавице, Петербургская сторона, пробудившись после двухсотлетнего сна, наряжалась в одежды последней моды» — так описывает архитектор М. А. Сементовская ключевой период в истории архитектуры Петроградской стороны — первые полтора десятилетия XX века.

Уже с последней четверти XIX века Каменноостровский проспект стал постепенно благоустраиваться. В 1870-х годах прокладывают конно-железную дорогу, в 1875 году появляется водопровод и городская канализация, строится все больше качественных каменных зданий.

Однако настоящий строительный бум начался после постройки в 1903 году Троицкого моста, соединившего Петроградскую сторону с центром Петербурга. Период активной застройки продлился чуть больше десятилетия и закончился с началом Первой мировой войны. Однако этого десятилетия с лихвой хватило для того, чтобы превратить Петроградку из пригородного захолустья в престижный и удобный для проживания район.

Именно в этот период построена большая часть зданий вдоль Каменноостровского проспекта. Преимущественно это были жилые и доходные дома, прославившиеся знаменитыми жильцами: от членов императорской семьи и государственных деятелей до творческой и научной элиты Серебряного века. Эти здания возводились преимущественно на месте бывших дач и загородных особняков, построенных в разные десятилетия XIX века. При этом по соседству с домами знати на Петроградской стороне по-прежнему стояли деревянные лачуги, где ютились рабочие заводов.

Новые здания были построены по новейшим для своего времени технологиям, предоставившим архитекторам большую свободу для самовыражения. Стекло, металл, декоративный облицовочный кирпич, разнообразные виды природного камня позволяли зодчим начала XX века создавать элегантные фасады в стиле северного модерна и неоклассицизма. Классические элементы новых зданий перекликались с более ранними постройками и способствовали созданию уникального гармоничного облика Каменноостровского проспекта.

dom_s_bashnymi_0.jpg

Затишье перед бурей

В советские годы бывший Каменноостровский проспект (после революции он назывался проспектом Красных Зорь, а в 1935 году был переименован в проспект Кирова) оставался престижным районом, домом для советского чиновничества и интеллигенции. Однако новые постройки за 70 лет советской власти можно пересчитать по пальцам: это Дом работников искусств (Каменноостровский проспект, 14), несколько жилых домов в стиле конструктивизма и советского неореализма.

Основу нынешнего Каменноостровского проспекта до сих пор составляют здания, построенные в первые полтора десятилетия прошлого века. В них и проходила жизнь творческой и научной элиты СССР: работников Ленфильма, художников и писателей, врачей и ученых. В окрестных кафе жители проспекта встречали известных актеров, а школьникам с проспекта Кирова нередко доводилось принимать участие в съемках кино на Ленфильме.

Характерная тенденция советского времени – перепрофилирование жилых зданий под общественные учреждения. В бывших особняках вдоль Каменноостровского проспекта с 1920-х годов оборудуют больницы, научно-исследовательские институты, дома культуры, музеи, молодежные организации и т.п.

kseshinskoy_0.jpg

Показательна, к примеру, история знакового для деятелей Серебряного века особняка балерины М. Ф. Кшесинской: в 1917 году в нем обосновались Центральный и петроградский комитеты большевиков, Центральное бюро профсоюзов, редакция газеты «Солдатская правда», Военная организация. С балкона особняка в июле 1917 года В. И. Ленин выступал перед демонстрантами на Троицкой площади. Позже здание занимают пионерский отряд, «Дом просвещения», в 1927 году в нем открывается поликлиника, а с 1938 года особняк отдан под музеи: сначала – музей имени С. М. Кирова, позже – Музей революции, с 1991 года переименованный в Государственный музей политической истории России.

Сам Каменноостровский проспект и фасады зданий вдоль него три раза подвергались реконструкции: в 1935, 1952 и 1976 годах. Однако капитального ремонта удостоились только несколько построек начала века, в их числе дом № 4 в стиле поздней эклектики, который был перестроен с сохранением фасада в 40-е годы, дом С. Ю. Витте (№ 5), реконструированный в 1980 году, особняк в стиле неоренессанса (дом № 48) на углу Карповского переулка. Также в 1978 году на месте Инвалидного дома 1778 года постройки было возведено новое здание, повторяющее облик первоначального исторического здания.


Фото Андрея Житкова

Вторая волна

Новый этап застройки Каменноостровского проспекта ознаменовал начало 2000-х годов.
С 1999 по 2007 год на проспекте были возведены три жилых дома проекта «Каменноостровская коллекция»: дом № 56, восьмиэтажное здание, обращенное фасадом к скверу Аникушина, а также дом № 62, построенный на месте дачи архитектора А. Н. Воронихина. Само здание дачи было воссоздано из современных материалов и находится немного ближе к проспекту, чем первоначальная постройка. Новые здания в стиле модерн удачно вписались в район исторической застройки и удостоились нескольких архитектурных премий.

Ультрасовременный жилой комплекс «Серебряные зеркала», построенный в 2009 году на углу Каменноостровского проспекта и Дивенской улицы, напротив был резко негативно встречен градозащитниками Петербурга и признан одной из серьезнейших градостроительных ошибок.

Интересы девелоперов на Каменноостровском проспекте не ограничиваются жилыми домами. В 2007-2010 году между домами 44 и 46 был построен небольшой бизнес-центр класса «А», а в 2006 году начал работу бизнес-центр «Лангензипен», расположенный напротив киностудии «Ленфильм». Последний построен на основе железобетонного каркаса промышленного цеха завода «Знамя труда» и представляет собой капитальную реконструкцию здания 1965 года постройки. Фасад бизнес-центра, оформленный по проекту архитектора Сергея Чобана, собран из стеклянных панелей, на которые нанесен рисунок лепного декора в античном стиле.

«Лангензипен» — показательный пример основных архитектурных тенденций, характерных для нынешнего этапа застройки Петроградской стороны.
В первую очередь это глубокая реконструкция исторических зданий вместо сноса либо воссоздание фасадов или отдельных элементов. Так, помимо упомянутой выше дачи Воронихина, воссозданной в рамках нового жилого комплекса, можно привести в пример новое здание «Академии танца Бориса Эйфмана», построенное на месте кинематографа «Ассамблея». Дорический портик, служивший главным декоративным элементом неоклассического здания кинематографа, точно воспроизведен в оформлении фасада «Академии».

Другая очевидная тенденция – современная трактовка архитектурных стилей, в которых выполнены исторические здания на Петроградке. Новые стилистические решения новостроек вбирают в себя классические элементы, что позволяет гармонично вписать новые здания в архитектурный облик района. Подобные проекты, высоко оцененные архитектурным сообществом и отмеченные престижными премиями, постепенно создают новый облик Каменноостровского проспекта – одной из красивейших улиц Санкт-Петербурга, гармонично сочетающей несочетаемое и вобравшей в себя лучшее из разных стилей и эпох.

Алёна Сыроватко

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх