Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

П. П. Свиньин. «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей»

П. П. Свиньин. Кронштат - Часть 18

25.11.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Рейд Кронштатский закрыт от всех ветров, кроме западного, который иногда производит большое волнение; впрочем он спокоен. Подобный рейд из пресной воды известен в Европе только в Салонике. Фарватер или водяной проход идет мелями, простирающимися от Кронштатского и Ораниенбаумского берегов. Ход его указывается флагами или вехами, которые с северной стороны мелей белого цвету, а с южной красного.

Для безопасности кораблей ночью зажигаются фонари на военном углу, Рифбанке и на Бранвахте; сверх того на отмели, составляющей остров с западной оконечности Котлина острова, освещается маяк, получивший название Толбухина в честь полковника сего имени, который, был оставлен на косе Петром с малым числом солдат, прогнал большой шведский десант, напав на него невзначай из лесу. Остров Котлин имеет в самую большую длину от востока к западу (т. е. от Петербургских ворот до Толбухина маяка) около 11 верст, а в ширину в самом городе до 2 верст. Он вообще плоек и первоначально покрыт дремучим лесом, коего ныне весьма мало осталось. Грунт, где лежит ныне город, значительно возвысился привозимым на кораблях балластом. В прямом расстоянии Кронштат отстоит от Петербурга в 30 верстах, по берегу чрез Ораниенбаум в 47, от сего же последнего отделяется проливом в 7 верст ширины.

Сообщение Кронштата с столицею весьма живо, особливо летом. В сие время года оно производится разными образами. Во-первых, помощию вольных катеров, которые ежедневно ходят взад и вперед и перевозят все тяжести. С пассажиров они берут от 50 до 1 рубля с человека, а с пуда от 10 до 20 копеек Во-вторых, посредством казенных пассаж-ботов, отправляющихся из Петербурга с Английской набережной, также каждый день с 8 часов поутру. Служащий человек платит 10 копеек, а частный полтину. Наконец, Берт в 1816 году установил приятное и скорое сообщение С-Петербурга с Кронштатом через стимботы, или паровые суда. Строение их уже слишком известно, и мы не имеем нужду описывать оного, скажем единственно подробности, относящиеся к нашему предмету, и удостоверим, что здешние паровые машины построены на правилах, не подверженных ни в каком случае взорванию или сожжению, как то было в Америке и в Англии, а потому и совершенно безопасны; притом каждое судно действуется двумя машинами, для того чтобы в случае повреждения одной машины судно двигалось другою. Таковых паровых судов заведено Бертом доныне четыре, два силою 32, одно в 25, и одно же в 12 лошадей. Сие последнее для взводу плашкотов и мелких купеческих судов. От дома его, что на Пряжке, ежедневно по установлении первой навигации отправляется сие судно в 9 часов утра в Кронштат, а в светлые дни другой в 5 часов после полудня и приходят, несмотря на противный ветер, с небольшим в 3 часа, при попутном же ветре в 2 часа; стало быть, суда сии ходят более 10 верст в час; из Кронштата отваливают стимботы в одинаковые часы. Таковая точность драгоценна не только для торговых людей, но и для всех. Присоедините к тому еще безопасность и приятность пути. На паровых судах поделаны прекрасные светлые комнаты, в коих можно покойно заниматься не только чтением, но и письмом; дождь также нисколько не беспокоит. Притом здесь можно найти весьма хороший завтрак, самые лучшие вина и прохладительные напитки.

Удовольствия же на палубе в хорошую погоду ни с чем несравненны! На ней поделаны покойные кресла и софы (Из чугуна с мягкими подушками); можете, прогуливаясь или сидя, любоваться прекрасным южным материком, на коем постепенно показываются, как будто возрождающимися из моря разные мызы, Сергиевская пустынь, Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум, а напротив синеется дикий мрачный берег Финляндии. Нередко найдешь здесь товарищей, коим можете передать свои чувства и от коих часто услышите много любопытного! Плата взаимная здесь двоякого рода — 5 рублей и 2 рубли, последняя с простолюдинов, кои также имеют особенную для себя комнату в носу судна. Если катера зависят от ветра, то тем более еще пассаж-боты, известны примеры, что те и другие принуждены бывали по целым суткам бороться с яростью волн и ветров и, не достигнув цели своего путешествия, возвращались назад

www.ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх