Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

П. П. Свиньин. «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей»

П. П. Свиньин. Морской Кадетский Корпус - Часть 6

24.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Нельзя не прославлять благородной цели заведения корпусов, одаренных щедротами российских монархов. Где бы мог сын дворянина, служившего отечеству, небогатого, лишенного возможности самому воспитывать детей своих, где бы он мог получить образование и раскрыть ум для пользы государства и своей собственной? Воспитание детей всюду стоит родителям больших издержек: в одной только благословенной России правительство способствует отцам семейств исполнять долг родительской нежности: просвещать и совершенствовать душевные качества детей своих; может быть, без сего благотворительного пособия многие дарования оставались бы навсегда подавлены темным невежеством, и как непроточная вода, время от времени наиболее заглушались поростами заблуждения, предрассудков и пороков; может быть, без сих общеполезных заведений многие тысячи великих умов невидимо истлели бы под твердою корою бедности, не осветив ни своих выгод, ни выгод отечества: но будем признательны к великодушию наших монархов, — в России каждый благородный гражданин, украшенный язвами чести, имеет право вверить правительству воспитание юных детей своих оно приемлет их на собственное попечение, обогащает лучшими сокровищами сего мира: знаниями и опытностью, награждает при выходе из корпуса офицерским чином, и таким образом в их лице снова чтит его собственные труды, понесенные на жертву государю и отечеству.

Сверх сего, должно сказать утвердительно, что всякому, готовящемуся к флотской службе, для собственной пользы необходимо надлежит воспитываться в Морском Кадетском Корпусе: кроме отличного усовершенствования во всех науках, касающихся мореплавания, он заранее из разговоров наставников и товарищей познакомится со всеми трудностями и опасностями будущей своей службы: это невольно приучит его к бесстрашию и смелости на открытом море; слыша с юных дней рассказы о приключениях моряков, о средствах, употребляемых противу несчастий, и увлекаемый многими примерами героизма и хладнокровной неустрашимости, он нечувствительно становится равнодушен к бедствиям всякого рода, приобретает чудный дар не терять нигде присутствие духа и быть непоколебиму всеми ужасами морской войны и свирепостей природы; при случае встретившихся опасностей, он будет уметь всегда внимательно придумать оборонительные средства; и даже гибель, грозящая ему немедленным исполнением своей угрозы, не возмутит умственной бодрости его. Мы видим на опыте, что все вообще питомцы Морского Корпуса, еще не видав моря, уже нечувствительно получают охоту к флотской службе, а перейдя звание гардемарина и практически ознакомившись с обязанностями их назначения, наиболее к ней приохочиваются, и наконец поступивши в офицеры и побывав в продолжительных кампаниях, и иностранных языках, быв экзаменованы комиссией), ежегодно составляемою из корпусных офицеров, производятся в гардемарины и отправляются на морс для практического узнания корабельного плавания: для сей цели при Корпусе находятся фрегат и бриг.

Сами вооружив оба сии судна, они несут во время похода, под надзором и начальством офицеров, матрозскую службу, как то: крепят и отдают паруса, берут и отдают рифы, тянут снасти, делают кнопы, сплесни и пр., исключая самых тяжелых работ, которые поручаются матрозской команде, находящейся при сих судах. Таковое начало службы коротко знакомит их со всеми коренными ее основаниями; сверх сего, они занимаются должностями: флотского офицера и штурмана, ведут журнал плаванию, кидают лаг и лот, делают счисления, прокладывают на карту, берут пеленги и крюз-пеленги, вычисляют широты расстояния светил и проч. и проч., словом, навыкают ко всем тайнам искусного мореходства. Те из них, кои делают третью кампанию, исполняют по очереди должность вахтенного лейтенанта и располагают действиями парусов и движением судна.

Кампания обыкновенно совершается в течение двух месяцев, между Петербургом и Кронштатом, а для показания выхода и входа на Кронштатский рейд ходят до Красной горки. Гардемарин должен совершить три кампании, т. е. сряду три лета побывать на открытом море; в остальное же время года он выслушивает в Корпусе так называемый гардемаринский курс, а по окончании оного экзаменуется сначала комиссиею, составленною из корпусных офицеров, а потом особенною комиссиею из флотских капитанов и членов Адмиралтейского департамента. Кадеты, удостоенные к выпуску во флот, производятся в мичманы, а готовящиеся для морской артиллерии в констапели; те, кои наиболее оказали успехов, при экзамене награждаются инструментами, нужными флотскому офицеру. Выпуск ежегодно простирается от 60 до 100 человек.

По учреждении Корпуса главными начальниками оного были: Алексей Иванович Нагаев, Андрей Ильич Давыдов, Федор Сергеевич Милославский, Иван Логинович Голенищев-Кутузов, Петр Кондратьевич Карцов, контр-адмирал Петр Михайлович Рожнов, а ныне знаменитый мореплаватель наш Иван Федорович Крузенштерн.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх