П. П. Свиньин. «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин. Петергоф - Часть 5 19.10.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
По прибытии в Петергоф обыкновенно тотчас же пускаются в сад, и прежде всего останавливает особенное внимание фонтан, известный под именем Самсона. Всякий невольно остается прикован к сему волшебному месту и пьет, так сказать, некоторый восхитительный нектар, порождающий новую жажду. Лучи солнца, ниспадая на сей чудный водяной столп, превращают брызги его в огненную пыль, которая вокруг разносит приятную прохладу. Самсон бьет ныне на 30 фут (около 4 1\4 сажени), говорят, что прежде он бил 6 футами выше, но как брызги его при морском ветре покрывали дворец, то императрица Елисавета Петровна приказала его понизить. Статуя Самсона колоссальна, работы знаменитого М. И. Козловского, и отлита из бронзы Екимовым: богатырь, опершись на левую ступеню, сильными руками раздирает челюсть огромного льва, из коей стремится вверх, с кипением и ревом, водяной столп около 1 1\2 фута в диаметре и пеною обливает статую и весь остров, на коем она поставлена посреди крутого обширного бассейна, имеющего сообщение с морским каналом. В пьедестал утверждены четыре львиные головы, также извергающие фонтаны Лучший вид на сию величественную массу вод из галерей, находящихся по обоим концам полукружия. Края Самсонова бассейна украшены тритонами, нишелями и маскаронами, извергающими воду в разных направлениях и видах По сторонам сего бассейна, в двух других бассейнах, бьют великолепные фонтаны Вели Самсон уступает высоты Нимфенбургскому и Вейсенштейнскому (близ Касселя) фонтанам, то, конечно, не один из них не представляется столь величественным: там нет ни подобной горы, ни разнообразных вод. Высота горы, противоположной Самсону, имеет около 10 сажен и разделяется тремя площадками. Верхняя терраса обнесена, против дворца, мраморным балюстрадой и обсажена пирамидальными елями. От начала сих последних идут вниз гранитные лестницы. До первой площадки около 40 ступеней. Она выдается перед дворцом полукружием и покрыта четырехугольными твердыми плитами, посредине ее сидят два бронзовые тритона, из зубов коих бьет вода, а в стене у грота два маскарона извергают каскады с языков своих в огромные раковины. Отсюда по обеим сторонам, параллельно лестницам, начинаются уступы, покрытые ярко вызолоченными свинцовыми листами, по коим бежит ровная река чистейшей воды, нимало не орошая плошек и скальчиков, поставленных за нею на уступы, что придает как воде, так и им вид очаровательный. По бокам на пьедесталах расположены попарно урны разного рода: квадратные, овальные, круглые, из коих фонтаны выходят в виде стеклянных колпаков. Сии горы заключаются двумя бронзовыми гладиаторами, вылитыми в здешней Академии Художеств: они мечут с необыкновенною быстротою дугообразно два фонтана из змей, обвившихся вокруг правой руки их. Контрофорсы украшены аллегорическими (из бронзы) изображениями Невы и Волхова: они сидят на морских чудовищах, вдрыгающих волны из челюстей.
Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|