Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

П. П. Свиньин. «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей»

П. П. Свиньин. Семик - Часть 1

21.11.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Простые сельские обряды, обыкновения и празднества, подобно пословицам и народным песням, заключают неисчерпаемые источники для догадок историка и наблюдений моралиста.

Если внутри России изменяются и исчезают час от часу обычаи наших предков (Как-то празднества: Георгиева дня, Купалы (14 июля), Ивановой ночи (24 июня), обряды женитьбы, Скудельничьева четверга и проч. и проч.), то тем необыкновеннее и реже находишь следы оных в Петербурге, где, так сказать, почти совсем изгладилась национальная физиогномия наша, тем приятнее для русского и любопытнее для иностранца видеть и иметь о них понятие.

Семик неоспоримо принадлежит к числу живых памятников седой старины нашей и славянского язычества. Он празднуется ежегодно за три дня до Троицыного Воскресенья во всей России: в деревнях по лесам и садам, на берегу речек, ручьев и прудов, а в Петербурге на монастыре церкви Св. Иоанна Предтечи, что в Ямской, и это, вероятно, с самого основания столицы, потому что сия часть предпочтительно населена русскими купцами и мещанами. Сюда стекаются почти со всего Петербурга, что ни есть русского, и проводят день сей в плясках и хороводах, относящихся большею частию к главной цели празднества — к завиванию венков. Императрица Елисавета Петровна ежегодно посещала Семик, любила смотреть на хороводы и всегда из собственных рук раздавала подарки; молодым девушкам серьги, бусы, ленты, а мущинам платки, запонки и проч. Екатерина Великая также в хорошую погоду всякий раз удостаивала своим присутствием сей национальный праздник.

www.ilovepetersburg.ru

Предания наши несколько разнятся в рассуждении основания Семика. Иные говорят, что он был посвящен Туру, славянскому Богу сладострастия; другие утверждают, что плодородию, в честь зачатия семян, и потому назван Семянником или Семиком, то и другое весьма вероятно и близко одно с другим. В первом удостоверяет беспрестанное повторение слов Тур, Дид и Лада (славянский Амур и Венера), многие сладострастные телодвижения, употребляемые при сем торжестве в песнях и плясках, из коих и доныне сохранилось целование сквозь венок, аллегория свивания венков из ветвей и проч. Второе доказывается тем, что с сего времени у предков наших начиналась весна, эпоха возобновления природы. В том и другом случае праздник сей удовлетворяет совершенно предмету и есть самый веселый и приятный по деревням, особливо в северных губерниях России. Оживление лесов и полей, появление птичек и цветов, всходы, обещающие щедрую награду за труды поселянина, ясные ночи — все располагает чувства к радости и особенному наслаждению.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх