Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

П. П. Свиньин. «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей»

П. П. Свиньин. Стрельна - Часть 11

03.03.2013 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

На верхнем канале устроена была Петром Великим мучная и пильная мельница. Он хотел здесь завести также ружейный завод и сверлильню для морских пушек Приближенный к стороне Петергофа лес, содержащий 4 квадратные версты, превращен был им в парк, что свидетельствуют приметные и досель в рощах в длину и поперек просеки. В последнее время своей жизни Петр начал также обсушивать обширное болото, находящееся в 4 верстах от Стрельны по Рижской дороге. Важное предприятие сие окончено уже великим князем Константином Павловичем, и от того приобретено много плодоносной земли. Г. Энгельман описал способ, употребленный для высушения сего болота, в сочинении, изданной им на российском и немецком языках.

Внизу вышеописанной полукруглой площади, на конце террасы разведены были при Петре Великом пространные теплицы и парники, а немного подале — оранжереи с персиковыми и абрикосовыми деревьями, сливами, вишнями и проч. За ними был огород, сделанный на голландский вкус, с плодоносными деревьями, кустарниками и каналом, проведенным из речки Стрелки. В сторону от оранжерей находились светлицы на 250 саженях для рабочих людей, кои простирались до старой Петергофской дороги и заключались домом, назначенным для смотрителя за Стрелъною. За светлицами Петр привел Стрелку в Финский залив каналом со шлюзом, шириною в 14 сажен, а глубиной в 8 футов; потом в заливе на отмелях сделал плотину в 300 сажен, а шириною в 6; к концу ее приваливали царские яхты, а от бури укрывались в ней нередко с моря катера и застрахованные гальоты. Ныне яхты великого князя стоят почти на 600 саженях от плотины, а в канал могут входить только одни катера, и то при морской погоде. Главная причина отмели, находящейся на южной стороне залива до самого Ораниенбаума, происходит от небрежности шкиперов, которые уже несколько лет выбрасывали на фарватере балласт. Балласт сей северо-восточным и западным ветром выкидывается из глубины к южному берегу, отчего и делаются там отмели. Сие доказывается разноцветным песком, весьма отличным от здешнего. Еще можно приписать причину отмели сору, который кидали прежде в Неву; наконец от прорвавшейся Стрелинской шлюзной плотины в 1798 году, от чего весь канал совершенно засорился.

www.ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх