Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

История Имперского Петербурга

История освоения Васильевского острова

13.07.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Васильевский остров

Васильевский остров

Самый большой остров невской дельты, Васильевский, царь Петр Алексеевич пожаловал своему любимцу — первому генерал-губернатору князю А. Д. Меншикову, поэтому остров называли Княжьим. Пожелав перенести свою парадную резиденцию на Васильевский остров, царь потребовал от Д. Трезини, Ж.-Б.-А. Леблона и других зодчих проект планировки острова.

Первый проект планировки Васильевского острова

Первый вариант появился в 1716 году, следующие — в 1717 и 1718, их доработка продолжалась и в 1720-е годы. Царскую резиденцию предполагалось разместить между нынешними Средним и Большим проспектами, близ 16-й и 17-й линий; торговые заведения — в западной части острова, неподалеку от Гавани; правительственные учреждения, учреждения науки и искусства, учебные заведения — от Стрелки до Меншиковского дворца. К середине XVIII века обнаружилась опасная нецелесообразность сохранения на острове административного центра империи — не реже двух раз в год (во время осеннего ледостава и весеннего ледохода) с Васильевским островом полностью прерывалась связь, власть в империи оказывалась парализованной. Сначала на левобережье создавались дублирующие службы, затем власть полностью «переползла» на левый берег.

План застройки Васильевского острова

Однако план застройки Васильевского острова, одобренный основателем Петербурга, частично все же был осуществлен.

В основе плана, разработанного в 1716 году, отобразилась мечта Петра о создании, по примеру Амстердама, сети каналов. Они предназначались для осушения прилегающих территорий, судоходства и водоснабжения, включая тушение пожаров. Каналы были прорыты лишь вдоль здания Двенадцати коллегий, на Кадетской-Первой, Четвертой-Пятой и Восьмой-Девятой линиях.

Каналы Васильевского острова

Ещё в середине XVIII века на гравюрах по рисункам М. И. Махаева каналы изображены на всех линиях Васильевского острова. Предположения о пользе каналов оказались ошибочными. Обнаружилось, что на содержание каналов требуются большие деньги, кроме того, два встречных судна не всегда могут в них разойтись и, что самое главное, каналы быстро превратились в место сброса отходов. Во второй половине XVIII века их засыпали. Сохранились лишь названия улиц — «линии», присвоенные им в 1718 году, да необычная восьмидесятипятиметровая ширина Большого проспекта, где предполагалось прорыть Большой канал.


Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх