Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

История Имперского Петербурга

История возникновения Эрмитажа

15.08.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

История возникновения и развития Эрмитажного комплекса

Вскоре после восшествия на престол Екатерина II увлеклась коллекционированием произведений искусства, её комиссионеры носились по аукционам и мастерским художников. Монаршие комиссионеры обладали не только безупречным вкусом и глубокими знаниями, но и завидной энергией. Средства на приобретения отпускались неограниченные. Русская императрица понимала, что обладание выдающимися коллекциями произведений искусства приумножает авторитет России, её величие.

История возникновения Эрмитажных коллекций

Страсть Екатерины II к собирательству, откликнувшаяся в её сыне и внуках, дала превосходный результат — царские коллекции легли в основу одного из лучших музеев мира. Эрмитаж отличается необычайным разнообразием экспозиций, его фонды содержат уникальные собрания, не имеющие аналогов. Например, сасанидское серебро, коптские ткани, глиптика, свадебные итальянские сундуки, восточная и западная нумизматика в таком количестве, так полно не представлены ни в одном музее мира.

Через столетие после первых приобретений императрицы Д. В. Григорович писал:

«Мало того, что Эрмитаж со всеми заключающимися в нем сокровищами невольно приподнимает чувство национальной гордости в каждом, кто в нем побывал, — он действует ещё в пользу развития вкуса и, следовательно, незримо просвещает посетителя. Удовольствие, которое дает созерцание предметов художества, всегда возбуждает желание делиться своими впечатлениями; обмен этих впечатлений не проходит даром: он зарождает в душе одно из лучших чувств — любовь к изящному и мало-помалу обращает в потребность высокие эстетические наслаждения. На просветительное влияние музеев должно обращать внимание государство. Можно сказать с уверенностью, что какие бы жертвы ни приносило государство для обогащения своих музеев, оно никогда не останется в убытке: проценты его заключаются в тех часах мирного духовного и умственного наслаждения, которое оно может дать каждый день своим гражданам».



Возникновение Малого Эрмитажа

Сравнение многоликого Эрмитажа с самыми крупными музеями мира выявляет его преимущество перед ними широтой охвата человеческой деятельности во всех областях искусства, и не только искусства.

Быстро растущие собрания картин, рисунков и эстампов старых мастеров, предметов прикладного искусства требовали новых помещений. Уже к 1764 году императрице в Зимнем дворце стало тесно, поэтому приступили к строительству здания Малого Эрмитажа.

Его Северный павильон, выходящий на Неву, по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота соорудил Ю. М. Фельтен, он же — по своему проекту — возвел Южный павильон. Второй этаж павильонов объединили галереями, между ними устроили висячий сад. Первый прием в Северном павильоне императрица устроила в 1769 году. Соседствующий с павильоном «Садик Ея Величества при Зимнем дворце» дал ему первое название — «Оранжерейный дом».

В Малом Эрмитаже строительные работы завершились в 1775 году, но уже за четыре года до этого Ю. М. Фельтен приступил к сооружению здания Большого (Старого) Эрмитажа. Его возведение осуществлялось в несколько этапов и завершилось в 1787 году.

С самого начала это здание предназначалось для размещения в нем дворцовых художественных коллекций и библиотеки, собранных стараниями Екатерины II.

По повелению императрицы Екатерины II в. 1789 году Дж. Кваренги приступил к возведению двух зданий, теснейшим образом связанных с главной резиденцией русских царей.

В юго-западном ризалите Зимнего дворца в «немалом пространстве оного» по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны Дж. Валериани и Ф.-Б. Растрелли соорудили театр, названный «Оперным домом». В покоях наследника престола цесаревича Павла Петровича «пиесы игрались» в «Малом феатре».

История возникновения Эрмитажного театра

Рождение внуков и разросшиеся придворные службы привели к тесноте в покоях царской семьи, и Екатерина II решила заказать Ю. М. Фельтену проект «новых для зрелищ помещений» вне Зимнего дворца. Императрица полагала отвести для этого часть площадей в здании Большого Эрмитажа, затем передумала и решила надстроить конюшни, находившиеся близ Малого Эрмитажа. Наконец взор её обратился на Лейб-кампанский корпус (бывший Зимний дворец императрицы Екатерины I). Используя стены, возведенные при Петре I, Дж. Кваренги приступил к сооружению в них зрительного зала, сцены и фойе будущего Эрмитажного театра. 16 ноября 1785 года в недостроенном здании состоялась «проба комической оперы». Строительные работы и отделка помещений завершились лишь через два года. В награду за виртуозный труд и радение Екатерина II пожаловала зодчему пожизненно ложу и квартиру в Эрмитажном театре.



Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Одновременно с Эрмитажным театром на противоположном берегу Зимней канавки Дж. Кваренги приступил к возведению корпуса Лоджий Рафаэля. Формально это была первая работа итальянского зодчего в России, так как вслед за подписанием 1 сентября 1779 года контракта он перед отъездом в Петербург произвел обмер внутренних помещений ватиканских Лоджий, расписанных Рафаэлем и его учениками в 1517- 1519 годах. Два с половиной столетия спустя Екатерина II получила в дар великолепные крашеные гравюры с изображением этого гениального творения и решила воссоздать его вблизи Зимнего дворца.

Копии рафаэлевых фресок в 1778–1787 годах по заказу императрицы темперой на холстах выполнили итальянские художники Х. Унтербергер и В. Петер. За копированием наблюдал археолог, комиссионер Екатерины II И.-Ф. Рейнштейн, он же рекомендовал императрице Дж. Кваренги.

Выбор места строительства корпуса Лоджий Рафаэля пал на участок, примыкающий к зданию Большого (Старого) Эрмитажа. Осенью 1783 года приступили к разборке стоявших вдоль западного берега Зимней канавки хозяйственных построек дворцового ведомства и Кушелевского дома; строительные работы завершили лишь в 1792 году. Только закрепление холстов с копиями фресок на стенах и потолках заняло два года. Воссозданные Лоджии Рафаэля разместились на втором этаже, на первом поселились книги иностранного собрания Зимнедворцовой библиотеки. Корпус Лоджий Рафаэля, являвшийся продолжением здания Большого Эрмитажа, в середине XIX века оказался включенным в состав Нового Эрмитажа, но несмотря на это многое запроектированное Дж. Кваренги мы видим и сегодня.

Джакомо Кваренги был одним из самых любимых зодчих Екатерины II, уже в 1785 году она писала М. Гримму: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи; весь город уже полон его проектами. И его постройки так хороши, что лучше и быть не может».



Возникновение Нового Эрмитажа

В конце 1830-х годов император Николай I вознамерился создать в Петербурге общедоступный музей, куда предполагал передать произведения искусства, находившиеся во дворцах, принадлежавших царской семье. Проект здания Нового Эрмитажа был в 1839 году заказан блестящему знатоку античного искусства, крупнейшему немецкому архитектору Ф.-К.-Л. фон Кленце. Для осуществления строительства монарх создал Особую комиссию по возведению Императорского музеума, в её состав вошли граф П. А. Клейнмихель, В. П. Стасов, А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов, инженеры А. Д. Готман, В. П. Есаулов и. К. Кроль. Проектирование и согласование архитектурных решений с жившим в Германии зодчим затянулось на три года, строительные работы были завершены в 1851 году, торжественное открытие музея состоялось в 1852 году. Посетителей поразили не только обилие картин выдающихся западноевропейских художников, но и интерьеры. Впервые в России их запроектировали с учетом экспозиции.

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

См. также:

Зимний дворец

Архитектура Зимнего дворца

Государственный Эрмитаж

Малый Эрмитаж

Новый Эрмитаж

Старый Эрмитаж

Эрмитажный театр

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади

Ансамбль центральных площадей Санкт-Петербурга

Режим работы Эрмитажа

История возникновения Дворцовой площади

История застройки Дворцовой площади

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх