Неосуществленные градостроительные проекты Петербурга Неосуществленные проекты цепных мостов 09.11.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Деятельность петербургских мостостроителей в области проектирования и сооружения висячих мостов не ограничилась строительством шести упомянутых мостов. Их творчеству принадлежат также проекты цепных мостов, получившие одобрение, но в силу различных причин, не зависевших от авторов, не осуществленные. Так, весьма интересны проекты мостов через Неву, составленные крупными мостостроителями П. П. Базеном и С. В. Кербедзом. Цепные мосты инженера Е. А. АдамаТри проекта висячих мостов, автором которых являлся видный инженер-мостостроитель Е. А. Адам, представляют известный интерес в отношении их декора. Поэтому ниже даны краткие их описания. Тот же инженер был автором проекта пешеходного висячего моста через Екатерининский канал против Никольского рынка. Поводом для его составления послужило прошение старосты Никольского морского собора купца Ивана Немкова, адресованное Главноуправляющему путей сообщения и публичных зданий А. Вюртембергскому, в котором он писал, что отсутствие моста через канал со стороны Никольского рынка лишает возможности весной и осенью торговый люд посещать собор, снижая тем самым его доходы. Насколько в то время такие аргументы были убедительны, можно судить по тому вниманию, которое было уделено этому вопросу. 22 января 1832 г. по указанию Вюртембергского было произведено обследование местности для определения трассы будущего моста; 2 июня инженеру Адаму было поручено составить проект пешеходного висячего моста через канал, и в том же месяце он был одобрен, а затем… 2 октября 1832 г. петербургский генерал-губернатор сообщил, что финансовое состояние города не позволяет ому обращаться к императору за «высочайшим повелением» строить этот мост. Проект висячего моста через Екатерининский каналКонструктивная схема висячего моста через Екатерининский канал ничем не отличалась от других пешеходных мостов, сооруженных ранее, – Банковского, Львиного и Почтамтского. Однако он весьма резко отличался от них своими внешними данными. Проект висячего моста через ФонтанкуПроект пешеходного висячего моста через Фонтанку против Апраксина переулка был также составлен Адамом в те же годы. Поводом для его разработки послужило обращение Мещанского общества к Вюртембергскому в мае 1832 г. с ходатайством о постройке моста для удобства сообщения района Бородинской улицы с «новым рынком молочной торговли». Проект этот был закончен 13 января 1833 г., 11 апреля одобрен Комиссией проектов и смет ГУПС и ПЗ, 2 мая того же года препровожден петербургскому генерал-губернатору и… на этом круг также замкнулся. Из всех проектов висячих мостов, принадлежащих творчеству инженера Адама, рассматриваемый является, пожалуй, наиболее ярким и стилистически чистым, отражающим черты русской поздней классики. Характеристика его внешнего облика в устах современников звучит немногословно, но убедительно: «составлен лучшим вкусом относительно внешних украшений». Проект висячего многопролетного моста через Большую НевкуНе меньший интерес представляет проект многопролетного висячего моста через Большую Невку, разработанный в 1827 г. тем же Адамом. По его замыслу эта переправа должна была соединить Каменный остров с Выборгской стороной. В середине реки между двумя быками он предполагал расположить деревянный подъемный пролет, а остальные шесть — по три с каждой стороны — проектировал висячими на цепях. В качестве несущих элементов автор принял парные металлические цепи, переброшенные через промежуточные парные колонны и закрепленные концами в береговых устоях и средних быках; к цепям вертикальными струнами подвешивались деревянные конструкции пролетных строений. Архитектурное решение моста через Большую НевкуИнженер Адам был также архитектором, а потому внешнему оформлению данного сооружения он уделял большое внимание. Промежуточным опорам он придает вид чугунных двухколонных каннелированных портиков греко-дорического ордера, богато декорированных бронзированными деталями на темно-зеленом фоне плоскостей антаблемента: венками на фризах, кронштейнами под карнизами и др. Бронзированными деталями покрываются также стыки цепей и оград. Покрытые бронзой и сусальным золотом детали на темно-зеленом фоне плоскостей моста, выдержанного в строгих классических формах, должны были выглядеть богато и изящно. Некоторый диссонанс в классическую ордерную систему вносил деревянный подъемный пролет, но эта стилистическая погрешность простительна, если учесть, что конструкции металлических подъемных пролетов в то время ещё не были разработаны. Отказ от стороительства цепных мостов в ПетербургеСтроительство цепных мостов продолжалось всего несколько лет (1823—1826 гг.) и в истории мостостроения Петербурга представляется кратковременным эпизодом. Естественно, возникает вопрос: чем объяснить, что конструктивная схема, позволяющая преодолевать большие водные преграды, не получила дальнейшего развития? Причин, по нашему мнению, было две. Мостостроению Петербурга присуща весьма интересная черта, заключавшаяся в том, что каждая вновь созданная система пролетного строения, как правило, подвергалась усовершенствованию, дальнейшему развитию, в результате чего она приобретала новые конструктивные схемы и отличные от первоначальных внешние формы. Так было в те времена, когда строительство деревянных мостов носило массовый характер, аналогичный процесс протекал в начале XX в., в период строительства чугунных мостов в Петербурге. Литература:
Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|