Неосуществленные градостроительные проекты Петербурга Проекты металлических мостов И. Кулибина 10.11.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Кулибин сознавал, что столь грандиозную постройку, как мост, экономическн целесообразно осуществлять из металла. Он писал: «Но как деревянные материалы в таком огромном строении…на открытом воздухе… подвергают себя скорому согнитию, то… доказывается средство по примеру деревянного к построению моста нз железного металла». Первый проект металлического моста через Неву И. КулибинаПервый проект металлического моста представляет собой интерес с точки зрения новизны идеи, но при разработке её Кулибин пришел к другому решению. Он предложил перекрыть Неву тремя арочными пролетами с ездой понизу и сооружением у правого берега обводного канала с двумя подъемными деревянными мостами для пропуска мачтовых и военных судов. В качестве несущих элементов Кулибин предусматривал металлические решетчатые фермы арочного очертания с подвешенными к ним деревянными проезжими полотнами. Конструкция металлического моста И. КулибинаВ основу конструкции пролетного строения Кулибин положил решетчатую арочного очертания ферму, собранную из наклонно расположенных металлических брусьев квадратного сечения. Таких вертикально поставленных арок в каждом из 42-саженных пролетов (89,46 м) автор предусмотрел восемь, соединенных попарно, а в качестве поперечных связей он предполагал применить также решетчатые горизонтальные фермы. Второй вариант металлического моста И. КулибинаВторой вариант проекта металлического моста, составленный Кулибиным в 1809- 1811 гг., представлял собой четырехпролетное сооружение с ездой поверху и подъемным мостом в середине реки. Его речные пролетные строения (так же как и в первом варианте) решены решетчатыми арочными фермами аналогичной конструкции. Обращает на себя внимание, что основание береговых устоев он предполагал осуществить из деревянных свай, забитых вертикально и под углом, явно намереваясь создать конструкцию, противодействующую касательным усилиям, возникающим в опорах, распираемых арками. Заметим, что наклонные сваи в мостостроении XVIII и XIX вв. не применялись. Таким образом, идея этого нововведения принадлежит Кулибину. Третий вариант металлического моста И. КулибинаТретий вариант металлического моста, в основу которого были положены совершенно новые принципы, Кулибин, видимо, считал оптимальным, поскольку описание его фигурирует в письмах к влиятельным лицам, у которых автор искал содействия в осуществлении своих замыслов. В дневниковых записях Кулибин освещал вопросы конструирования и строительства металлических мостов. Разводные пролеты через обводные каналы для пропуска маглых военных судов он проектировал металлическими, раскрывающимися посредством механизмов из зубчатых и червячных передач, приводимых в действие энергией воды или паровыми машинами. Идее соединения берегов Невы постоянным мостом, которой Кулибин посвятил многие десятилетня упорного творческого труда, не суждено было осуществиться при его жизни. Литература:
Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|