Личности в истории Петербурга Бенуа Николай Леонтьевич 28.04.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Николай Леонтьевич Бенуа обучался первоначально в петропавловской школе, а потом, 14 лет от роду, был принят по Высочайшему повелению на казенный счет в Академию Художеств по классу архитектуры, где был зачислен во 2-й возраст 1 декабря 1827 года. Через девять лет он окончил курс по 1-му разряду и затем удостоен был 27 сентября 1836 г. большой золотой медали за проект здания училища правоведения, которая давала право ехать на 6 лет за границу казенным пенсионером. По «Положению» эта поездка могла состояться лишь через три года, в продолжение которых молодой архитектор пробыл чертежником у знаменитого профессора Тона, сначала в Петербурге при постройке церкви Введения на Загородном проспекте, а потом в Москве при сооружении храма Христа Спасителя, большого Кремлевского дворца и малого театра. Наконец, в июне 1840 года он выехал за границу, где пробыл шесть лет, вернувшись в Петербург 2 ноября 1846 года и посетив в продолжение этого времени Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию и Англию. Плодом этого путешествия были многочисленные альбомы и архитектурные обмеры, как целых зданий, так и отдельных архитектурных деталей. Конечно, большая часть времени была посвящена Италии, где в одном Орвието (тогда ещё в Папской области) Николай Леонтьевич провел два года, обмеряя вместе с двумя своими товарищами А. М. Резановым и А. И. Кракау знаменитый орвиетский собор, который может служить типичнейшим представителем итальянской готики. Рисунки эти были великолепно изданы в 1877 г. в Париже, фирмою V-e Morel et C-ie под заглавием: «Monographie de la cathedrale d’Orvieto par N. Benois, A. Resanoff et A. Krakau, pensionnaires de l’Academie Imperiale des beaux arts de Saint-Petersbourg». По возвращении на родину Николай Леонтьевич был удостоен за свои работы звания академика архитектуры и зачислен на службу в кабинет Его Величества, где выполнил несколько проектов по поручению государя, каковы — проект католического алтаря из малахита в подарок сардинскому королю, несколько бронзовых столов и рисунки столового белья для двора великого князя Константина Николаевича. Затем, по Высочайшей воле, ему было поручено составить проект дворцовых конюшен в Петергофе. С этих пор начинается строительная деятельность Николая Леонтьевича, и он производит разные постройки не только в Петербурге, но внутри России. Из построек его в Петербургской губернии главнейшими являются: в Петергофе — придворные конюшни и вокзал железой дороги, в готическом стиле, кавалерские корпуса, в стиле большого петергофского дворца, часовня на Торговой площади, в русском стиле, и затем официантский дом, придворный госпиталь и богадельня; на Балтийской железной дороге — станция Стрельна, Сергиево (в русском стиле) и Красное село — последняя теперь частью перестроенная; в Лисинском учебном лесничестве — дом для практикантов, охотничий дворец и церковь; в Петербурге — католическая церковь на кладбище на Выборгской стороне, несколько частных домов и фасад дома бывшего графа Апраксина, в стиле Людовика XV, на Литейной; на Петергофской дороге — ферма в усадьбе «Ульянка» графа Д. Н. Шереметева и в Павловске — летний деревянный театр. Из построек его внутри России следует указать на церковь в имении г-на Павлова Екатеринославской губернии, барский дом, конский завод, службы и церковь в имении графини Шереметевой в селе Высоком, Смоленской губернии, швейцарский домик в селе Кусково, имении графа Д. Н. Шереметева, и главное здание петровской земледельческой академии, выстроенное им на месте старого деревянного дворца Разумовских, под Москвою. Кроме того, за последнее время Николай Леонтьевич построил в Петербурге, совместно с А. И. Кракау, дом общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной и вместе с А. Р. Гешвендом — арестный дом в Александро-Невской части. Одновременно с этой обширной строительной деятельностью развивается служебная и общественная деятельность Николая Леонтьевича. После постройки петергофских конюшен он был сделан в 1850 году архитектором Петергофа и назначен два года спустя членом общего присутствия правления I округа путей сообщения и архитектором министерства государственных имуществ, а в 1858 году был удостоен за свои работы Академией Художеств звания профессора архитектуры. С 1872 года он стал во главе строительного отделения петербургской городской управы и, наконец, в 1880 году избран председателем петербургского общества архитекторов. В 1886 году друзья и почитатели Николая Леонтьевича отпраздновали 50-ти летний юбилей его архитектурной деятельности, причем в Академии Художеств была устроена выставка его рисунков и проектов. Выставка эта, заключавшая в себе около 200 номеров, послужила верной картиной его полувековой деятельности и определила вполне место, занимаемое им в современном русском зодчестве. Некоторые из построек помещены в журнале «Зодчий» с 1872 по 1890 год.
Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|