История Имперского Петербурга История рек и каналов Санкт-Петербурга 13.07.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Путешествие по Петербургу мы начали с Большой Невы, а заканчиваем рукавами невской дельты и каналами. С течением времени некоторые каналы и даже реки в нашем городе полностью или частично заключили в трубы, некоторые — засыпали. И тем не менее о Петербурге и сегодня следует говорить как о городе, стоящем на воде. Петербург - город островов, рек и каналовПоднимитесь на Исаакиевский собор, башню Адмиралтейства, шпиль Петропавловской крепости, на крышу высокого дома. Взгляните вниз — вся территория города изрезана невской дельтой, а Финский залив совсем близко. Пройдитесь ранним весенним утром по набережным каналов или рек, только очень рано и в ясную погоду, пока в воздух не начали вторгаться выхлопные газы вездесущих автомобилей. Выберите место ближе к заливу, и вы ощутите его запах. По городу струятся воздушные потоки, насыщенные соприкосновением с морскими просторами, запахами солоноватой воды и водорослей. Петербург — морской город, город водной глади и островов, кораблестроительных верфей и портовых причалов. Набережные рек и каналов ПетербургаКаналы и реки отличаются от Большой Невы и её главных притоков не только шириной и глубиной, но и крутизной частых изгибов, разнообразием набережных, панорамами совсем иного характера, видами неожиданными, открывающимися благодаря поворотам. Если невские набережные главным образом торжественно-парадные, величественные, на них стоят дворцы и государственные учреждения, то берега каналов и рек пестрят доходными домами, складами, банями, промышленными предприятиями, казармами, рынками, тюрьмами. Спуски к воде на набережных ПетербургаПо невским протокам — проселочным водным дорогам перемещались баржи, груженные различными товарами, потребляемыми петербуржцами. При облицовке гранитом набережные одновременно оснащались спусками к воде, причалами и пристанями. Есть спуски со ступенями и вделанными в гранитные стены кольцами для причаливания лодок. Есть спуски-пандусы, позволявшие лошадям с подводами приближаться к воде и забирать грузы, доставленные на баржах. Спуски-пандусы облегчали прачкам переход с берега на специальные плоты, приспособленные для стирки белья. Пристани на НевеПристани строились только на Неве. До сих пор сохранились тысячи кованых колец со штырями, прочно укрепленными в гранитных стенах набережных. К ним привязывали лодки и маленькие суденышки рыбаки и перевозчики, жившие поблизости. Они попадали на свои лодки или с них на берег при помощи приставных лестниц. С каким вкусом, любовью и целесообразностью сделаны все эти причалы, спуски и пристани, оживляющие монотонные стены гранитных набережных! Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье. Перейти в Фотогалерею:Фото мостов через ФонтанкуФото набережных канала Грибоедова Фото Троицкого моста через Неву
Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|