Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

История основания Петербурга

Наводнения – главная напасть Санкт-Петербурга

26.12.2014 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Наводнения – главная напасть Санкт-Петербурга. Город, располагающийся в дельте реки Невы, за три века своего существования пережил 323 наводнения (подъём воды на 1.6 м выше ординара). Водная могучая стихия воздействовала на формирование городского облика, судьбы царей и обычных горожан. О наводнениях сочиняли предания и писали в художественных произведениях.

Нева не знала никогда сезонных паводков. Вода поднималась из-за атлантических циклонов: юго-западными ветрами вызывалась нагонная волна из Финского залива, препятствовавшая свободному речному течению. Чаще всего можно было наблюдать наводнения осенью – крупнейшие произошли в 1777, 1824 и 1924 годах.

navodnenia_petersburg_02.jpg

Первое такое бедствие произошло в Северной столице 309 августа 1703 года. Воды поднялись на 2,5 метра, затопив Заячий остров и смыв часть леса, которую заготовили для сооружения крепости. Приняли первые меры предосторожности от неожиданных подъёмов уровня воды, несколько возвысив остров во время сооружения крепости, и даже увеличив земляной насыпью.

Вестовая пустышка, которую установили в 1703 году на Государевом бастионе Петропавловской крепости, предупреждала выстрелом о приближающемся бедствии. С середины XVIII века об угрозе подъёма воды сигнализировали пушки Адмиралтейства. В 1873 году их снова вернули в Петропавловскую крепость. Каждый день с бастиона Нарышкина ими давался полуденный залп, а когда была опасность подъёма воды, несколькими пушечными выстрелами горожан оповещали о начинающемся наводнении. Эта традиция сохранялась до 1920-х годов.

navodnenia_petersburg_00.jpg

В 1706 году государь Пётр I был свидетелем крупного наводнения, которое он потом описал с трепетом в письме, адресованном А. Меншикову.

Через девять лет в Петропавловской крепости установили водомерную рейку-фуршток, чтобы измерять уровень воды в речном устье во время штормовых нагонов. Благодаря нему, академик И. Лейтман определил в 1726 году ординар реки Невы – нормальный водный уровень при тихой, безветренной погоде. Научные исследования, ставшие первыми, и публиковавшиеся в конце XVIII столетия, основывались на показаниях данного футштока возле Невских ворот. Летопись наиболее катастрофических наводнений, с более, чем 3-метровым подъёмом воды, запечатлели памятные доски под аркой крепостных ворот.

Одно из самых низменных городских мест – Васильевский остров – по задумке Петра Великого должен был превратиться в центр столицы. В 1716-1717 годах разработали проект по его застройке. Для предотвращения частых затоплений острова, зодчий Доменико Трезини советовал поднять почвенный уровень на три метра, выкопать сеть каналов прямоугольной формы, наподобие голландских, и вдоль береговой линии соорудить дамбы. Проект осуществили частично. Каналы, что были прорыты вдоль линии острова, оказались довольно узкими, и вскоре их засыпали.

В 1720 году на Петербургском острове побывал некий предсказатель, пророчествовавший, что сюда нахлынет вода, и весь город окажется затопленным, до метки верхушки высочайшего дерева, что росло на берегу. Много кто из горожан начал тотчас же переселяться на места более высокие. Когда царь об этом узнал, то приказал срубить дерево и наказать «пророка» кнутом. Но в период 1721-1724 годов и, правда, случилось целых три крупных наводнения. В те годы Петром I было издано несколько указов, по которым следовало защититься от «прибылой воды: жителям прибрежных территорий обязывалось подсыпать берега и укреплять их, повышать фундаменты сооружавшихся зданий. В конце 1724-го при наводнении император, когда спасал утопающих рыбаков, подхватил сильную простуду, которая вскоре привела к смертельному исходу.

Следующее бедствие едва не лишило навсегда судьбу Санкт-Петербурга: после наводнения в октябре 1729 года государь Пётр II столицу перенёс в Москву. Его столичный статус вернула через три года царица Анна Иоанновна.

В годы правления Елизаветы Петровны не наблюдалось сильных подъёмов воды, зато много неприятностей приносили регулярные подтопления. Поэтому императрица за время своего пребывания на царском престоле распоряжалась строить фундаменты «на фут выше прибылой воды».

В 1764 году отец знаменитого полководца М. Кутузова генерал-инженер И. Кутузов представил проект по проведению канала для безопасности горожан от губительных последствий наводнений. Им стал сегодняшний канал Грибоедова, именовавшийся тогда Екатерининским. Его построили в 1790 году, но предотвратить гибельных последствий от наводнений он не смог.

Самым тяжёлым для столицы оказалось бедствие 1777 года, унесшее жизни около тысячи петербуржцев, разрушившее многие деревянные лавки и дома, повредившее строившуюся гранитную набережную, уничтожившее фонтаны в Летнем саду, вырвавшее с корнями деревья. Вода 10 сентября поднялась на 3,21 метров, залив Северную столицу. Только Выборгская сторона и Литейная часть стали недоступными для разбушевавшегося бедствия. Разгул стихии наблюдала из окна Зимнего дворца Екатерина II, описавшая потом весь ужас катастрофы.

tabla_1777.jpg

Наводнение разрушило острог, стоявший на невском берегу. Погибли все 300 заключённых. Происшествие смогло породить легенду о потоплении узников Петропавловской крепости, среди которых находилась и самозванка, выдававшая себя дочерью Елизаветы Петровны. В позапрошлом веке она была отождествлена с княжной Таракановой, ещё одной авантюристкой, тоже проживавшей в годы правления Екатерины Великой. Предание стало сюжетом в нескольких романах и прославленной картины К. Флавицкого. В действительности же, арестантку погубила чахотка, причём, ещё в 1775 году.

О беде, что постигла город на Неве, узнала даже Европа. М. Пыляевым в его книге «Старый Петербург» была воспроизведена немецкая гравюра конца 1700-х годов, изображавшая данное наводнение. Скорей всего, художник использовал словесное описание или беглый набросок места происшествия.

Извилистая река, которая течёт вдоль холмов, не схожа с Невой, а по архитектурному пейзажу городка с островерхими крышами вряд ли узнаешь Петербург. Подтопленная башня на переднем плане является фортом Кроншлот, находящимся в финском заливе рядом с островом Котлин.

Наиболее опустошительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга

7 ноября 1824 года произошло наиболее опустошительное наводнение, ставшее уже 79-м по счёту. Накануне с утра дул юго-западный ветер, усилившийся вечером. В результате, в Неве стал наблюдаться подъём воды, ночью же разразилась буря. Потом ветер немного ослаб, но уже ранним утром 7 ноября усилился, перейдя опять в бурю. Вода начала выходить из берегов, и в 2-3 часа дня поднялась выше ординара на 4,1 м. Больше всех пострадали Васильевский остров, Петербургская сторона и Галерная гавань. Вода на проспекте Невском доходила аж до Троицкого переулка (сегодняшней улицы Рубинштейна). Она залила селения, окружавшие Екатерингоф, и казённый чугунный завод. Больше, чем половина территории города, была залита водой. Несколько сотен людей, а также тысячи голов домашнего скота погибли, было разрушено почти каждое деревянное строение.

navodnenia_petersburg_7_novemb_1824.jpg

Наводнение в Санкт-Петербкрге 7 ноября 1824 года

navodnenie_1824.jpg

Генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф М. Милорадович и генерал-адъютант А. Бенкендорф помогали спасать жителей города. Государь Александр I на следующий день после наводнения осмотрел все пострадавшие места, и распорядился выдать горожанам, которые лишились всех средств для дальнейшей жизни, миллион рублей.

Стихия 1777 года привела к началу проведения научных исследований проблемы. Императрица Екатерина II распорядилась составить план Санкт-Петербурга. Это сделал генерал-инженер Ф. Баур, обозначив места наводнения, академик Л. Крафт же опубликовал научную работу, которую перевели в 1795 году.

zatoplyemye_oblasti_peterburga_01.jpg

Карта-план затопляемых областей Санкт-Петербурга

В 1804 году, при Александре I, начали сооружать Обводный канал по проекту архитектора Императорских водных строений, генерал-лейтенанта И. Герарда. В 1816 году руководить строительством начал П. Базен – выдающийся французский учёный и инженер, механик и математик, член-корреспондент, почётный член Петербургской, Мюнхенской, Туринской и Стокгольмской академий наук. Закончили строить Обводной канал в 1834 году. На «Плане столичного города Санкт-Петербурга» 1820 года он обозначался с названием «Новый».

Пушкин в 1824 году не был в Северной столице, но великое наводнение послужило темой его поэмы «Медный всадник». Знаменитый поэт документально воспроизвёл картину этого потопа. Воспоминания о нём оставили и другие известные личности И. Мартынов, А. Грибоедов и другие свидетели.

В 1888 голу появилась история «Петербургских наводнений 1703-1879 годов», составленная П. Каратыгиным, племянником известного актёра. Он собрал в ней воспоминания очевидцев и предания о катастрофе 1824 года. Сохранились и изображения данного наводнения, которые создавали в зарисовках с натуры некоторые петербургские художники.

В феврале 1825 года Александром II был объявлен конкурс проектов по защите города на Неве от наводнений. Базен, участвовавший в нём, предлагал Невскую губу отделить от Финского залива каменой плотиной. Эта дамба пересекала бы залив между Ораниенбаумом и Лисьим Носом через остров Котлин. Чтобы проходили суда, заходящие друг от друга плотины, оставляли широкий канал, перпендикулярный западному ветряному направлению. Обсуждались проекты около тридцати лет, однако губительные наводнения тогда не повторялись, в результате, интерес к мерам предосторожности затих. В 1890 году снова случился подъём воды Невы. Говорят, что Обводной канал именно тогда предохранил Питер от катастрофического разлива реки.

В следующем году опять начали обсуждать проекты защитных сооружений, но отсутствие средств и опасность загрязнения Невской губы сделали своё дело, и планы не были поддержаны. Проектировать стали только после наводнения в 1924 году, основываясь на проекте П. Базена, разработанного на сто лет раньше.

В 1897-м создали постоянно действующую метеорологическую службу при Физической обсерватории. Её целью было своевременно предсказывать опасность наводнения. Но всё же, и в начале XX столетия многие петербуржцы узнавали о грядущих бурях и возможном наводнении с помощью показаний барометров. В Санкт-Петербурге популярное устройство производили несколько фирм.

12 ноября 1903 года, в год 200-летия Северной столицы, произошло большое наводнение. Вода поднялась на 2,58 м выше ординара. Позже это бедствие рассматривали, как «знак свыше» о начале тяжёлого периода революций и войн для России. Разрушения смогли запечатлеть петербургские фотографы. События первый раз в истории города сняли на киноплёнку. Как память о наводнении, выпустили открытки с видами городских районов, пострадавших от стихии.

Последнее катастрофическое бедствие в виде наводнения случилось в Ленинграде 23 сентября 1924 года. Где-то в полдень стал дуть порывистый ветер, и вода начала быстро подниматься. Из Петропавловской крепости в 13:20 раздались 5 предупредительных выстрелов. Воды поднялись на 1,52 метров, и к 15:00 стали заливать Петербург. Ураганный ветер вырывал с корнями деревья, валил телеграфные столбы, срывал крыши, выбрасывал баржи на берег. Пронеслось несколько смерчей над городом, что случается очень редко в северных широтах. С 16:30 ветер ослабел, однако вода поднималась и дальше, достигнув уровня в 3,8 м выше ординара. Электрический свет погас, телефонная и телеграфная связь прервалась, перестал работать городской водопровод. К 21:00 Нева снова вошла в берега.

u_tuchkova_mosta_23_09_1924.jpg

У Тучкова моста 23 сентября 1924 г.

nevsky_23_09_1924.jpg

На Невском проспекте 23 сентября 1924 г.

navodnenia_petersburg_06.jpg
navodnenie_23_09_1924_02.jpg
navodnenie_23_09_1924_01.jpg
navodnenia_petersburg_05.jpg
isaaky_23_sent_1924.jpg

Исаакиевский собор 23 сентября 1924 г.

bolhoy_VO__23_09_1924.jpg

Большой проспект ВО 23 сентября 1924 г.

dobrolybova__23_09_1924.jpg

Улица Добролюбова 23 сентября 1924 г.

dvortsovay_23_09_1924.jpg

Дворцовая набережная 23 сентября 1924 г.

При наводнении почти 2/3 территории Ленинграда пребывали под водой. В район затопления также попали Лисий Нос, Лахта, Петродворец, Стрельна, Ломоносов. Кронштадт и Сестрорецк. Стихия повредила более 5 тысяч зданий, разрушила 19 мостов, затопила или выбросила на берег 40 судов в порту. Сильный урон понесли заводы «Русский Дизель» и «Красный путиловец», вода залила архивы Петропавловской крепости и Главного штаба. На территории Летнего сада погибли 550 вековых деревьев. Сколько наводнение принесло жертв, точных сведений не было. Как и в других наводнениях, в неожиданном подъёме вод Невы пытались найти высший смысл, а также зловещее предзнаменование.

Ленинградское руководство сделало соответствующие выводы из бедствия 1924 года. В 1932 году институтом коммунального хозяйства был представлен чертёж по защите гидротехнических сооружений, который основывался на разработках Базена. Строительство планировали закончить к 1938 году. Но в 1934 году убили С. Кирова, началась пора репрессий, дальше, война и блокада. Постройка защитных сооружений в данный период перестало быть актуальным. Проект дамбы начали опять рассматривать в начале 1960-х, когда произошло крупное наводнение в октябре 1955 года, и стал разрабатываться новый Генеральный план по развитию Ленинграда. Разрабатывался проект почти двадцать лет. В 1979 году начали строить первую очередь дамбы. Но в 1991 году из-за недостаточного финансирования работы прекратили. Был готов лишь участок от станции Горской до Кронштадта с маленькой двухполосной дорогой. Полностью строительство дамбы завершилось только в 2011 году.

Теперь, когда приближается к городу, метеорологи и МЧС узнают за 48 часов, благодаря своим шведским коллегам, а если за шесть часов до возможного урагана, данные не терпят изменений, на дамбе закрываются все проходы, что предназначены для кораблей.

navodnenie_spb_1967.jpg

Наводнение 1967 г.

navodnenie_spb_18_okt_1967.jpg

Наводнение 18 октября 1967 г.

Ещё до начала строительства дамбы, об уроне наводнений задумались метростроевцы. Поэтому ряд вестибюлей станций метро, расположенные в зоне затопления, немного приподняты над поверхностью земли.

Надо упомянуть, что дамба предотвратила в 2013 году масштабное наводнение. На Северную Европу в конце этого года обрушился внетропический циклон, названный «Ураганом Святого Иуды». Имя он получил в честь апостола Иуды, чью память отмечают 28 октября. Зародился этот ураган в месте низкого давления над Атлантикой, а уже вечером 27 октября его ждали в Уэльсе.

Скорость урагана составляла около 120 км/ч, над акваторией Северного моря – 121 км/ч. Скорость ветра в Дании была 53 м/с, в Голландии и Швеции по 42 м/с.

Ночью 28 октября стихия ударила по северной Франции (Нормандия и Бретань), а также по Великобритании (Восточный Суссекс, Лондон), унеся жизни четырёх человек. Из-за неё в графстве Кент отключилась АЭС. К концу дня ураган достиг Дании. Ветряная скорость достигала 32-37 м/с. Это привело к отмене хождения поездов и самолётов, поваленным деревьям, госпитализации 15 и гибели одного человека. Обрушился ураган и на юго-западное шведское побережье, вызвав перебои с электроэнергией. Закрылись аэропорты в Гётеборге и Мальмё.

Ночью 29 октября стихия обесточила ряд латвийских и литовских городов. Досталось от неё и Эстонии. Перебои в электроснабжении наблюдались также в Финляндии.

К обеденному времени ураган достиг Санкт-Петербурга, вызвав в Неве подъём воды. Были повалены около трёх сотен деревьев, десятки рекламных конструкций, дорожных знаков, сорваны кровли крыш. Городу грозило масштабное наводнение, но оно не случилось, благодаря своевременно перекрытой дамбе. Нарушилось электроснабжение, две радиостанции срочно прекратили своё вещание.

Но дамба не способна защитить Северную столицу от водных течений, которые пребывают с Ладоги. В результате, уровень вод Невы поднялся на 111 сантиметров выше ординара. Волны были четырёхметровой высоты. Река Смоленка вышла из берегов на западе Васильевского острова. Специалисты прогнозируют, что уровень воды без дамбы поднялся бы на 260 сантиметров и частично затопил более 670 зданий.

Также ураган бушевал в Новгородчине, на Псковщине, в Тверской области и Карелии (там скорость ветра ослабла до 17 м/с). Вечером ослабевшим циклоном было накрыто Подмосковье (скорость ветра не превышала 15 м/с).

30 октября ослабленный ураган достиг Урала.

Его следствием считали ненастную погоду, ожидавшуюся 1 ноября в северном Казахстане. В этот день циклон добрался к Якутии, в которой в ноябре низкая температура , обычно, минус 30 градусов. Тогда же в Якутии было плюс 5 градусов.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх